• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет права НИУ ВШЭ

Магистерская программа «Цифровое право»: без кликбейта, с международным элементом и востребованная у работодателей

Интервью Александра Савельева и Романа Янковского о том, как и куда будет двигаться программа

Магистерская программа «Цифровое право»: без кликбейта, с международным элементом и востребованная у работодателей

© Факультет права НИУ ВШЭ

Магистерская программа «Цифровое право» — уникальный образовательный продукт, аналогов которому нет не только в России, но и за рубежом. Наряду с ещё тремя программами: «Юрист в правосудии и правоохранительной деятельности», «Право международной торговли, финансов и экономической интеграции», «Финансовое, налоговое и таможенное право», на программе «Цифровое право» появятся треки. Но этим нововведения не ограничатся, поэтому Роман Янковский, заместитель декана факультета права Высшей школы экономики, пообщался с академическим руководителем программы, юрисконсультом IBM Россия/СНГ Александром Савельевым о том, какие изменения ждут программу в грядущем учебном году, об образе идеального преподавателя и команде мечты, а также об академической свободе в стенах Вышки. 

Роман: Александр, я видел ваше видео и видео ваших коллег, но хотел лично задать несколько вопросов. Из видео, формата «говорящей головы», не все понятно.

Программа «Цифровое право — я правда так считаю — одна из самых востребованных программ у Вышки в целом, и у нее очень хорошая история. Вообще, на рынке российского юридического образования не так много действительно актуальных программ. Я и сам на многих преподавал и могу это точно сказать.

Но все-таки, как новый руководитель, какие вы для себя видите вызовы, KPI, достижения? Какие-то рубежи на следующие годы? Куда вы будете двигаться?

Александр: Спасибо, Роман. Я бы начал с того, что вы отметили: программа успешна. Мне кажется, ключевым параметром успеха любой образовательной программы должна быть востребованность выпускников на практике. Чтобы работодатели целенаправленно искали для своего штата, для своих проектов выпускников именно с этой программы. И действительно, на данном этапе программа хорошо себя зарекомендовала, она известна, и многие наши выпускники без проблем устроились в крупные компании. Наша задача — сохранить это доверие работодателей к качеству нашего образования и качеству наших выпускников.

Как это достигнуть — это как раз вызовы, которые стоят перед нами. Один из первых пунктов — это дисциплины, которые преподаются. Они не должны представлять собой какой-то механический конгломерат дисциплин, отобранных по принципу сиюминутной коньюктуры, хайпа. Вот, допустим, был одно время хайп по поводу блокчейна и криптовалют: «Давайте срочно вставим этот курс! Мы пока не знаем, что будем говорить, регулирования нет, но идёт куча митапов, публикации в прессе, а значит, и нам нужно, как можно быстрее, это сделать».

Это, на мой взгляд, не самый правильный подход со стратегической точки зрения. Хотя, безусловно, такой «кликбейт» привлечёт внимание, но мы всё-таки стремимся, чтобы в рамках нашей программы была система курсов, которые будут взаимно дополнять друг друга, а не гнаться за хайпом или названиями. Оставим это для других программ или, может быть, даже для курсов повышения квалификации; а наш студент должен быть всесторонне развит. Поэтому мы должны сохранить все лучшее, что уже хорошо зарекомендовало себя на практике от старой программы, эти курсы дополнить неким новым содержанием с учетом изменений и добавлять новые курсы взвешенно, без хайпа, но с учетом максимального прагматизма.

«Программа не должна представлять собой какой-то механический конгломерат дисциплин, отобранных по принципу сиюминутной коньюктуры, хайпа. Хотя, безусловно, такой «кликбейт» привлечёт внимание, но мы всё-таки стремимся, чтобы в рамках нашей программы была система курсов, которые будут взаимно дополнять друг друга»

И в рамках обновленной программы мы это сделали. Мы всё-таки добавили курс и по искусственному интеллекту — потому, что его нельзя игнорировать. Сейчас это уже не просто хайп, это уже тренд, сформировавшийся тренд и технологического, и экономического плана. И уже много актов появляется в этой сфере не только в России, но и за рубежом — соответственно, их нужно изучать для того, чтобы в том числе понимать не только текущую ситуацию, но и куда это все будет двигаться.

Мы также добавили курс по финтеху, Я не могу сказать, что большой фанат финтеха, честно говоря, и, на мой взгляд, финтех пока не тянет на самостоятельную программу (потому, что сферы его применения, особенно в России, достаточно скромны). Но мы также не можем игнорировать тот факт, что эта сфера уже есть, она будет иметь развитие: принят ряд актов о тех же цифровых финансовых активах, о краудфандинге. Опять-таки, есть проект цифрового рубля. Поэтому пора об этом говорить, анализировать зарубежный опыт, действующие регулирование, думать, во что всё это выльется.

Мы также постарались добавить некоторые точечные курсы, правильность которых была подтверждена работодателями — потому что мы постоянно держим контакт с работодателями, слышим, что неплохо было бы усилить определенные направления. Допустим, мы добавили курс по рекламному праву, потому что реклама, как известно, двигатель прогресса. И если ограничиться лишь изучением закона «О рекламе», если его не положить в контекст отношений в сфере IT — особенности распространения таргетированной рекламы, правовой режим информации, размещаемой на сайтах или в мобильных приложениях, может ли она быть признана рекламой; какие правовые последствия это повлечёт; опять-таки важный вопрос об отзывах потребителей, проплаченных или не проплаченных, тех же самых блогеров? Все эти сферы требуют определенного осмысления.

А главное, что мы видим: всё больше рекламы перемещается в онлайн. И наиболее эффективной рекламы, которая идет органично с другим контентом, так называемая нативная реклама, в том числе через социальные сети. Поэтому мы добавили блок, где это будет отдельно подробно рассматриваться, причем профессионалами высокого уровня из консалтинговых компаний — CMS (Ирина Шурмина и ее команда). Мы уже получили фидбэк на её подход к преподаванию: студенты в восторге! Так что мы ожидаем, что этот курс будет весьма востребован.

Так что если сформулировать эту задачу, вызов, который стоит перед программой, то это сделать сбалансированный набор курсов, которые позволят студенту / выпускнику уверенно себя чувствовать и на собеседовании, и на переговорах, и в суде. То есть иметь минимальный набор прокачанных знаний и навыков, которые будут оценены работодателями.

«С точки зрения содержания курсов, определения наиболее адекватных и подходящих преподавателей — свободы, которую предоставляет сейчас Высшая школы экономики, хватает, даже, может быть, с некоторым избытком» 

И ещё один вызов — это сохранить связь с международным аспектом, который никуда не деть, если мы говорим о цифровом праве, об интернете. Как говорится, by default — по умолчанию — это трансграничная среда. Конечно, нельзя не сожалеть, что тренд, который мы сейчас видим — на некий изоляционизм в информационной сфере, и в России, и не только. Но, несмотря на это, мы должны находить и силы, и ресурсы, чтобы держать руку на пульсе того, что происходит там, чтобы, с одной стороны, не изобретать велосипед здесь, а, с другой стороны, учиться — в том числе и на чужих ошибках, не наступать на те же грабли (как, к сожалению, в России любят). Поэтому мы добавили курсы, связанные с международным аспектом: «Международное авторское право» — курс, который уже некоторое время читается и получил высокое признание среди студентов. Мы также добавили курсы для иностранцев, на английском языке, для того, чтобы можно было из первых рук, в том числе в интерактивном режиме с носителем языка, с профессионалом в соответствующей сфере (IP и платформ) посмотреть под другим углом на проблематику, не ограничиваясь российским правом.

Другие программы, в основном, концентрируются именно на том, что есть у нас. Я считаю, что мы должны быть шире. Это звучит как миссия магистерской программы: «Без кликбейта, с международным элементом и востребованная у работодателей».

Роман: Мне очень нравится, как вы к этому подходите. Скажите, а вуз не мешает— инертностью, бюрократией? В Вышке я не так давно работаю, но до этого у меня бывало такое впечатление, что все новые вещи, которые преподаватели продвигают — они тонут всегда в этих согласованиях, в вузовской рутине.

Александр: Ну, мне тоже есть, что сравнивать. Вот с точки зрения бюрократии — безусловно, в любом государственном вузе бюрократия есть, и она неизбежна. Вопрос, наверное, в ее количестве. С точки зрения содержания курсов, определения наиболее адекватных и подходящих преподавателей — свободы, которую предоставляет сейчас Высшая школы экономики, хватает, даже, может быть, с некоторым избытком. То есть академический руководитель магистерской программы обладает достаточной степенью усмотрения при определении этой программы, и это даёт большой плюс, потому что мы можем оперативно реагировать на меняющиеся тренды, меняющиеся области законодательства, и, не ожидая долгих согласований (которые могут где-то и годы занимать), соответствующие программы уже сейчас запускать.

Причем мы можем это делать разными способами. Мы можем сделать полноценный курс по выбору, допустим, чтобы у студента была возможность реализовать интерес к теме. А если кому-то неинтересно, и мы считаем, что можно и без этого прожить — хорошо, пусть студент изучает что-то другое, что ему более интересно. Другой вариант — мы можем актуальные новые тренды включить в качестве научно-исследовательского семинара, то есть пригласить практиков для того, чтобы в интерактивном режиме можно было с ними обсудить актуальные кейсы. Допустим, дело «Вконтакте и Дабл Дата». Мне кажется, оно уже достойно освещается в рамках нескольких курсов, но мы вполне можем пригласить специалистов, которые участвовали в этом процессе, для того, чтобы обсудить аргументы суда. И таких дел в принципе немало.

Опять же-таки проектная работа: есть возможность реализовать некий проект, допустим, статью либо какой то интернет-ресурс на актуальную тему. Это может быть проект, связанный с оказанием консультативной помощи внешнему заказчику, допустим, представителю науки и искусства или стартапу. Здесь вариантов имплементации этих новых веяний в образовательный процесс у нас действительно много, так что я не чувствую себя скованным. Можно заложить все самое интересное в программу, и мы постарались это с коллегами сделать.

«В хорошей команде преподавателей, как в компьютерной RPG, должны быть: прокачанный воин, который всегда на передовой, блистает в судах, реализует амбиционные проекты; мудрый маг, который всему может дать прочную теоретическую основу, и клирик, который, если что, команду подлечит. У нас такая команда есть» 

Роман: Вот, кстати, про коллег на программе. У вас очень разные преподаватели! У меня сложилось ощущение, что там очень много практиков, но есть и люди с международным бэкграундом, и с научным. Вы и сами, собственно, к людям с научным бэкграундом относитесь. А как вы считаете: какой преподаватель должен быть на программе, т.е., какой «идеальный портрет» преподавателя?

Александр: Это очень хороший вопрос, потому что, как известно, кадры решают всё. Можно построить очень красивую программу, структурированную, привлекательную с точки зрения кликбейта и прочего, но если ее будут реализовывать люди, которые далеки от нее (в том плане, что они непосредственно на практике с ней не сталкиваются и только по каким-то производным источникам эту информацию пересказывают) — конечно, результат не будет соответствовать тем вызовам, о которых я говорил. С другой стороны, я не испытываю особых иллюзий в плане того, что идеального преподавателя нет. Наверное, где то в сферическом вакууме, в палате мер и весов он есть:  хорошее знание теории, постоянное чтение научных статей, публикации, высокий индекс Хирша, обязательно хорошая практика, признается Best Lawyer по соответствующим рейтингам (если он в консалтинге), входит в кучу всяких советов…

Роман: Ещё чтобы студенты любили!

Александр: Да, студенты, ещё чтобы хорошо умел подать материал… но, сами понимаете, если хотя бы половина из этого есть — надо отрывать этого человека с руками! Поэтому я больше не ищу идеального преподавателя — его можно искать годами и не найти, а тем временем программа уже пылью покроется — сколько ищу идеальную команду. Потому что у каждого из наших преподавателей, которые заявлены в программе, есть свои сильные стороны.

Кто-то, допустим, очень хорошо излагает материал, объясняет сложные вещи легко. Это ценный навык для лекций! Кто-то находится на передовой в соответствующих компаниях, в регуляторе, формирует те тренды, которые, по сути, мы изучаем. Таких практиков у нас тоже хватает, они из первых уст это рассказывают, но у них не слишком много времени для того, чтобы полноценно погружаться в семинары, в курсовые и прочее. Вот эти две категории друг друга хорошо дополняют.

Мы также понимаем, что на практиках нельзя построить программу, поскольку нужно делать обобщения, абстракции, классифицировать материал и эту огромную эмпирическую кашу уложить в бедные студенческие головы, причем максимально, так сказать…

Роман: Без жертв.

Александр: Да, без жертв для этих голов и для нас, для людей, которые будут принимать экзамены. И, соответственно, такие люди с хорошим теоретическим бэкграундом у нас тоже есть.

Есть очень интересный курс, его заявил Николай Дмитрик, выпускник МГУ и достаточно известный ученый,  по вопросам цифровой трансформации государства и права. Он предлагает по-новому взглянуть на сложившиеся концепции государства и права в условиях новых цифровых реалий. То есть ту классическую теорию государства и права, которую мы когда-то учили, нужно развернуть, показать на другом уровне: как концепции права и регулятора-государства меняются под влиянием этих информационных технологий.  Я не могу сказать, что это абсолютно прикладной курс, но мне кажется, как только человек хотя бы начнёт рассуждать на таком уровне, он сможет гораздо эффективнее решать прикладные задачи. Это хорошо прокачивает аналитические, логические способности, без которых любой механически заученный набор знаний просто будет где-то валяться в архиве, в «чертогах разума», не востребованный на практике. 

Так что теоретики у нас тоже есть, и в этой части, я считаю, программа достаточно сбалансирована. Вот, позволю себе даже такую аналогию: когда я был чуть помоложе, играл в компьютерные игры. Помню мультиплеерные игры, RPG, где нет какого-то универсального персонажа — сразу и воин, и маг, и лучник. Мы понимаем, что таких нет. С точки зрения гейм-дизайна это будет не интересно, да и невозможно в наших реалиях, если мы возьмем оффлайновый мир. Но в то же время, когда мы говорим о какой-то сбалансированной команде, где есть хороший прокачанный воин, который на передовых, в судах, реализует какие-то проекты; есть хороший маг, мудрый, который может теоретическую основу дать; опять же-таки есть хороший клирик, который будет всю эту команду подлечивать. У такой команды есть очень большой потенциал для того, чтобы, так сказать, выходить победителем из самых порой безнадежных схваток. И я думаю, что у нас такая команда есть и она будет дальше только прокачиваться с каждым новым курсом.

Роман: Звучит очень мощно! Что ж, тогда до встречи на программе! Спасибо огромное, что нашли время. GG, как говорится!

Александр: Спасибо вам и до встречи с некоторыми из вас на программе!