Семён Янкевич на форуме «Преобразование образования»
Организатором форума выступил Институт образования Томского государственного университета. Ключевая тема форума — трансформация образования на основе результатов междисциплинарных исследований, призванных решить вопросы качества образования, развития человеческого потенциала, повышения качества жизни.
Доклад Семёна Васильевича был посвящён проблемам государственной итоговой аттестации в школе. В основу доклада легли результаты опроса участников образовательного процесса, проведенного лабораторией образовательного права НИУ ВШЭ летом 2022 года. «Существующие механизмы государственной итоговой аттестации в системах основного общего и среднего общего образования в целом воспринимаются обществом негативно, несмотря на то, что они способствовали развитию единого образовательного пространства, повышению доступности высшего образования и объективности при проведении оценивания в системе образования, а также борьбе с коррупцией», — отметил он.
Исследование, представленное на форуме, показало следующие результаты.
Все группы респондентов лучше относятся к ОГЭ, чем к ЕГЭ. Намного более позитивное отношение к ЕГЭ можно наблюдать у студентов и учителей: более половины хорошо оценивают экзамен.
Среди причин недовольства экзаменами среди всех групп лидирует недоверие тестовой системе оценки знаний. Эту причину стабильно отмечает более половины респондентов, негативно оценивающих тот или иной экзамен.
Респондентам задавался напрямую вопрос о том, считают ли они, что школа должна готовить к ЕГЭ. В ответах на него у студентов, родителей и школьников сложилась единогласная позиция — более 90% респондентов в этих группах согласны с утверждением, что школа должна готовить к ЕГЭ.
Наибольшую уверенность в том, что ЕГЭ снижает коррупцию, высказывают студенты: 69% из опрошенных согласились с данным утверждением. Школьники — единственная группа, которая не соглашается с тем, что ЕГЭ снижает коррупцию.
Справедливым ЕГЭ назвали две группы респондентов: учителя (60%) и студенты (56%).
К единогласной позиции отвечающие пришли в вопросе того, что ЕГЭ вызывает большой стресс у всех участников образовательного процесса. По мнению Семёна Васильевича, этот вопрос должен стать одним из основополагающих при совершенствовании системы государственной итоговой аттестации в будущем.