Вышел первый номер «Журнала ВШЭ по международному праву (HSE University Journal of International Law)»
Больше информации и первый номер вы найдете здесь.
В связи с важным для журнала событием мы пообщались с главным редактором Верой Русиновой.
Сбылась заветная мечта юристов-международников Вышки
Интервьюер (И): Вера Николаевна, поздравляем с выходом первого номера! Расскажите, с чего начинался ваш журнал?
Вера Русинова (ВР): Спасибо! Год назад мы с Дарьей Боклан, размышляя о том, что делать в новой геополитической обстановке, пришли к выводу, что нужно открывать онлайн-журнал на русском и английском языках. Эта идея, однако, никогда не была бы реализована без всесторонней поддержки декана факультета права Вадима Александровича Виноградова и заместителя декана по научной работе Александра Алексеевича Ларичева. Мы также искренне признательны всем членам редколлегии и редсовета. Девять авторов поразили нас своей смелостью, направив статьи в журнал, который только был «рожден».
И: Получается, вы с Дарьей были идейными вдохновителями журнала. Кто еще входит в вашу команду?
ВР: То, в каком виде читатели увидят статьи, является большой заслугой наших рецензентов. Некоторые рецензии и ответы на них по своему содержанию и объему претендовали на самостоятельные статьи, и только жесткие правила двойного слепого рецензирования удержали нас от того, чтобы опубликовать острую научную полемику. Для нас это было и явным признаком того, что журнал «задышал». Слова искренней благодарности я также хочу адресовать сотрудникам редакции: Екатерине Захаровой и Екатерине Мартыновой – это два «крыла» нашего журнала: его взлет – это результат их неустанной работы и энтузиазма.
И: Вера Николаевна, что вас вдохновило на создание такого художественного логотипа?
ВР: В качестве логотипа «Журнала ВШЭ по международному праву (HSE University Journal of International Law)» был выбран фрагмент картины Василия Кандинского «Вверх». Многие знают, что этот великий художник был юристом по образованию, и ему предлагали начать академическую карьеру. Кроме того, картины Кандинского украшают многие помещения факультета права. Однако определяющим стало далеко не это обстоятельство. Дело в том, что подход редакции как к пониманию сущности самого международного права, так и к осмыслению происходящих в нем процессов тесно перекликается с теми идеями, которые были воплощены Кандинским на языке изобразительного искусства и в текстах его теоретических работ.
И: Расскажите подробнее, в чем особенности нового журнала?
ВР: С первого номера журнал явно стремится заявить, что отличается от других периодических изданий по международному праву.
Во-первых, он базируется на понимании того, что задачи, стоящие перед современной наукой международного публичного права, не могут быть решены исключительно посредством анализа международных договорных и обычных норм и связаны с необходимостью расширения методологического аппарата научных исследований за рамками правового формализма. Именно признание плюралистичности современных научных теорий и методологии служит основой для наполнения журнала. Статья Е.П. Евсеева, написанная на стыке международного права и криминологии, является ярким тому примером.
Во-вторых, журнал постулирует в качестве своей исходной позиции открытость к критическим исследованиям. Неслучайно в открывающей первый номер статье М.А. Лихачёв анализирует «политику международной правосубъектности».
В-третьих, для журнала важен «моральный компас»: какие ценности стоят за нормами, институтами, отношениями, процессами, практиками и акторами? Важный вопрос – что движет и самим автором? Кстати, в одной из своих работ, размышляя об искусстве, Кандинский приводит слова композитора Р. Шумана: «Призвание художника – посылать свет в глубины человеческого сердца».
Объединив интеллектуальные усилия большой команды авторов, рецензентов и редакторов, журнал уже с первого номера начал выполнять свою миссию – основываясь на плюралистичной картине научных теорий и методологии современного международного права, развивать стереоскопическое представление о нормах, процессах и акторах, формирующих современные международно-правовые отношения. Пусть этот путь будет направлен, как и картина Кандинского, вверх!