• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет права НИУ ВШЭ

Не вы — для нас, а мы — для вас…

Уже год в Вышке действует Открытая правовая школа для учеников 7—11 классов. Преподают в ней студенты факультета права ГУ-ВШЭ. Преподают успешно: несколько слушателей в этом году стали студентами факультета. О деятельности этой школы рассказывает ее генеральный директор, студентка 4 курса факультета права ГУ-ВШЭ Мария Польникова.

Мария Польникова
Мария Польникова

— Как возникла идея создания Открытой правовой школы для старшеклассников?

— Идея возникла в прошлом году, преподаватель нашего вуза, а теперь и первый заместитель декана факультета права Наталья Ростовцева пришла на семинар своих бывших студентов и сказала, что появилась идея проводить бесплатные занятия для школьников, пригласила всех желающих просто подумать над концепцией. Мы собрались (большей частью нашей, 352-й, группой), к нам присоединились некоторые ребята из числа тех, у кого тогда Наталья Владимировна вела занятия, это был второй курс (теперь уже третий). Получился довольно представительный состав — около 50—60 человек. Мы провели организационное собрание, выбрали совет школы, распределили должности.

— Серьезный подход! Какие должности были введены?

— Генеральный директор — это, "конечно", самое важное в любой организации, координатор по проведению различного рода мероприятий (скажем, в День открытых дверей), координатор по пиару, которым я тогда и стала, координатор по публичным отраслям права и по частным отраслям права. И был у нас своего рода заведующий учебной частью, который составлял расписание — занимался самой трудоемкой работой. Почти все должности заняли студенты третьего курса, и несколько ребят с четвертого, остальные стали "рядовыми преподавателями". Мы выяснили, у кого из нас какие профессиональные интересы, кто и чем занимался углубленно. Наталья Владимировна отследила процесс нашей подготовки непосредственно к урокам, потом мы сформировали ориентировочное расписание, провели своими силами День открытых дверей, на который пригласили декана.

— Каким образом вы набирали первый набор слушателей в школу?

— Был подготовительный этап, мы его условно назвали "хождением в народ". Пошли в школы, проводили вводные уроки по праву и профориентирование, а заодно и зазывали к нам.

— В какие школы вы ходили?

— В основном — в свои родные, кто сохранил хорошие отношения с преподавателями, смог встретиться с учениками на уроках. У кого отношения были чуть хуже, те пытались попасть в другие школы. Как показала практика, ходить в родные пенаты более продуктивно, но для этого требуется время, а его не всегда хватает. В общем, решили поместить информацию на hse.ru. Тем более что сайт очень популярен среди абитуриентов. Григорий Канторович сделал ему прекрасную рекламу , и теперь все интересующиеся, особенно в период экзаменов, активно заходят сюда в поисках новостей и информации.

— Маша, расскажите, в чем вы видите основную цель школы?

— Во много ее сформулировал наш предыдущий декан — Владимир Сивицкий. Еще до начала работы школы он нас собирал пару раз, беседовал с нами. Он и придумал название. Первоначальный вариант звучал иначе — "Правовая школа", но он решил подчеркнуть факт безвозмездности занятий и предложил назвать ее "открытой". Цель у нас — заинтересовать школьников профессией юриста. Ведь мы все-таки проводим занятия не только для старших, но и для средних классов, где ученики иногда еще не знают, кем станут в будущем. Плюс возможность предоставить 14—15-тилетним ребятам знания, которые могут пригодиться на практике, то, чем они могут воспользоваться уже сейчас. Кроме того, не стоит забывать, что мы начинали агитацию сразу после выборов в Государственную думу и накануне выборов Президента РФ, ощущался колоссальный ажиотаж. У нас политизированное общество, дети, насмотревшись новостей, наслушавшись родителей, приходили и устраивали бурные споры по поводу современного государственного строя.

— Чему конкретно вы учите?

— Все предметы "разложены" на продолжительные и короткие курсы по аналогии с системой обучения студентов: есть базовые предметы и спецкурсы. Продолжительные курсы — это "Конституционное право России", "Гражданское право", "Основы государства и права", "Уголовное право". Что касается спецкурсов, то для них выбирается более узкая тематика, например, курс "Защита прав потребителей", который включает в себя изучение норм разных отраслей права. Существует и такой предмет, как "Трудовое право для несовершеннолетних". Это тоже курс, рассчитанный именно на школьников, в рамках которого рассматриваются актуальные для них вопросы, в частности, как они уже сейчас могут начинать работать, на каких условиях, какие у них существуют права и обязанности.

У нас есть курс по административной ответственности, он пользуется особой популярностью у хулиганистых ребят (смеется — прим. автора). Их в школе уже отчаялись воспитать, а у нас они хорошо учатся. Помимо всего прочего, по окончании мы выдаем сертификат, подписанный деканом, для чего слушатели обязаны набрать определенное количество учебных часов. Нужно освоить как минимум один большой курс и два "маленьких" либо три "маленьких".

— Каким образом вы контролируете качество учебных программ?

— Программы пишут студенты по определенному для всех обязательному шаблону, чтобы любой школьник открыл и понял, какие темы ему нужно пройти, что ему нужно сдавать, как часто посещать занятия, в общем, чтобы это было своего рода памяткой. Затем кураторы по публичному праву и кураторы по частному праву (под присмотром Натальи Владимировны) утверждают их. Но в целом нам доверяют. В этом году мы пользуемся прошлогодними наработками — многие предметы уже "обкатаны", и по ним накоплен неплохой опыт.

— Как построены занятия в школе?

— Начинаются занятия во второй половине дня, мы стараемся оставлять ребятам время, чтобы они успели пообедать после школы, немного прийти в себя. Некоторые курсы будут проходить по субботам до обеда, потому что среди преподавателей — и выпускники, они работают, и у них нет возможности приезжать в будни. Урок длится 60 минут. Все занятия проходят в здании факультета права ГУ-ВШЭ на Малой Ордынке, 17.

— К вам приходят ребята разного возраста?

— Да, но занятия проводятся без деления по возрасту, все вместе — и 7, и 11 класс. Никаких проблем это не породило. По большому счету все начинают "с нуля", ни у тех, ни у других знаний нет. Конечно, в школах пытаются ввести право, но обычно этот предмет ведет учитель истории, которому самому тяжело освоить такую серьезную дисциплину.

— Каковы условия поступления в школу?

— Все просто: надо прийти на занятия и потом не пропускать. Потому что есть курс, который включает в себя всего 5—6 уроков, и тут, сами понимаете, даже один пропуск существенен, ведь каждой теме посвящается лишь одно занятие. Несмотря на то, что наши преподаватели стараются облегчить учебу (к примеру, готовят и отправляют ребятам по электронной почте выжимки из учебников и правовых актов), все-таки на зачетах потом чувствуется, был ли человек на уроке.

— Сдают ли ребята по итогам курса зачет, или существуют другие формы проверки знаний?

— По итогам прохождения каждого предмета сдается зачет. Преподаватель сам выбирает форму зачета — кто-то устраивает тестирование, кто-то проводит устный опрос, кто-то частично ставит "автоматы", кто-то может сделать письменный зачет. А бывает, и выставляют общую кумулятивную оценку (это в Вышке популярно) — учитывается общая работа на занятиях, посещаемость. Посещаемость — это всегда проблема. Мы понимаем, насколько нам сложно конкурировать со школой, с подготовительными курсами. Но требования такие: три пропуска — и к зачету тебя не допускают.

— Система оценок пятибалльная?

— Да, мы решили, что десятибалльная для школьников — это тяжело.

— Что, по вашему мнению, движет ребятами, которые идут к вам в школу учиться?

— Когда я пришла в свою родную школу агитировать учеников, мне моя учительница сказала: "Это все зря, они никуда не пойдут, им ничего не надо". А я тогда знала 10—11 классы частично, подумала — ладно, попробую. Пришла и поняла, что когда ты обращаешься к школьникам на "Вы", интересуешься их мнением, не перебиваешь, то и они ведут себя соответственно, внимательно слушают и уважительно отвечают.

— Какие еще возможности дает ребятам обучение в вашей школе?

— Сейчас при поступлении в Вышку большое значение приобретает собеседование, которое проводится в июле. Я поступала по полупроходному баллу, нас спрашивали, чем мы увлекаемся, что мы читаем. А теперь, оказывается, дети приносят "портфолио" с подборкой сертификатов, дипломов, лицензий, какие курсы они закончили, что они изучали, и это такой "конкурс подшивки", в том числе. Наш декан сказал, что сертификат Открытой правовой школы будет учитываться как существенный бонус, поскольку это — наша марка. Я считаю, что никакие знания не бывают лишними. И тем, кто будет участвовать в олимпиаде, такие знания окажутся очень полезны просто потому, что любая олимпиада выходит за рамки обычного экзамена, в нее включаются вопросы из разных отраслей права — как раз то, что мы преподаем. И потом, у нас есть курс основ государства и права, в какой-то мере он может помочь написать работу по обществознанию. У нас есть новый курс, который мы ввели в этом году, — о развитии и трансформации правовых институтов в России. В рамках курса будут рассматриваться вопросы истории Отечества.

— Расскажите немного о преподавателях, чем эта школа привлекает студентов?

— Во-первых, для многих это очень неплохая тренировка. Когда ты что-то учишь "для себя" — это одна ситуация; когда же ты понимаешь, что перед тобой будет сидеть 20—30 человек, любой из которых может неожиданно задать тебе вопрос, качество подготовки заметно улучшается. Некоторые просто любят преподавать, например, я обожаю общаться с ребятами, они интересные, и я им об этом постоянно говорю. Они задают нетривиальные вопросы, потому что смотрят на все не как юристы и не как преподаватели, а просто как обычные люди со своими житейскими проблемами. Я думаю, что многим студентам нравится осознавать, что они уже сейчас, в свои 18—19 лет, занимаются чем-то серьезным.

— Преподавание не мешает учебе?

— Нам не нужно никуда ездить, дети к нам сами приезжают, помогает руководство факультета. Каждый преподаватель проводит в неделю одно-два занятия, два часа в общей сложности. Мне кажется, что это не так сложно. А вся подготовительная работа проводится еще до Дня открытых дверей, сейчас ее пик уже прошел.

— Какие навыки, на ваш взгляд, приобретаются в процессе преподавания?

— Это навыки публичных выступлений. Для тех, кто пойдет в аспирантуру, а у нас многие собираются поступать туда, это еще и полезная педагогическая практика. Плюс преподавание развивает ответственность. Когда ты студент, ты можешь не подготовиться, преподаватель же должен быть готов всегда.

— Вы планируете по окончании вуза преподавать?

— Мне очень нравится, как в ГУ-ВШЭ построена система обучения, я бы с удовольствием вела занятия. В мои планы входит аспирантура, и этого не избежать.

— Назовите плюсы и минусы юных преподавателей.

— Среди плюсов легкость налаживания контакта с аудиторией из-за малой разницы в возрасте. Хотя, с другой стороны, при недостаточно выдержанной дистанции с аудиторией это может обернуться минусом. Еще юных преподавателей отличает энтузиазм, только вот одновременно им недостает трудовой практики.

— С какого курса обычно студенты права идут работать?

— У нас почти все работают с третьего курса. Ты диплом получаешь, когда у тебя уже пара-тройка лет стажа за плечами, заканчиваешь аспирантуру, и у тебя еще несколько лет. Вопрос — насколько ее хватит, чтобы вести предмет на передовом уровне, ведь хочется, чтобы занятия были исключительными, чтобы это было увлекательно. Я бы с удовольствием вернулась в наш вуз, но не в 23—25, а лет в 30—35, когда я буду чувствовать, что у меня есть чему научиться.

— А вы жалеете, что у вас не было возможности поучиться в такой школе?

— Я заканчивала школу экстерном, и у меня очень быстро прошел период разрыва со школой. Мне кажется, что для школьника очень здорово хотя бы просто прийти в здание университета — походить здесь, подергать двери. У нас же в это время проходят занятия пятого курса, так что здание не пустует. Любопытно же поглазеть на взрослых людей в костюмах, потому что пятый курс приезжает на занятия после работы, обычно они очень официально одеты. Помимо собственно занятий мы часто помогаем ребятам какими-то юридическими консультациями, они подходят к нам со своими проблемами. Словом, я к чему веду? На ваш вопрос я бы ответила так: "Да, жалею". Я вообще не ходила на подготовительные курсы, занималась с репетиторами, это другой формат. А здесь вроде бы еще одна школа, менее обязательная и менее формальная.

— Планы и перспективы на будущее?

— Мы постараемся привлечь к работе первый курс, ребят, которые только окончили школу и еще не потеряли связь с ней. Скорее всего, они приведут своих друзей по школе из 10—11 классов. Преподавать студентам первого курса никто не будет предлагать, но постепенно вводить их в курс дела, показывать, каким образом все устроено и организовано, и таким образом готовить смену нынешним преподавателям, студентам 4—5 курса, необходимо. Наладить преемственность — это одна из задач на будущее, и думаю, нам это удастся.

— Кому бы вы рекомендовали идти учиться в Открытую правовую школу?

— Если говорить о 7—8 классах, то — ребятам, которые еще не определились и выбирают между "похожими" для школьников профессиями гуманитарной направленности — юрист, политолог. У них будет возможность более осознанно сделать свой выбор профессии. Что касается 9—11 классов, то это, прежде всего, ребята, которые планируют участвовать в олимпиадах. Самостоятельно к ним готовиться тяжело, репетиторы — возможно, слишком дорого. Задания на олимпиадах выходят за пределы школьного курса обществознания, а на наших занятиях у них есть возможность получить знания из разных дисциплин.

— Что отличает вашу школу от общеобразовательной школы и других курсов?

— Прежде всего, атмосфера. Наши преподаватели полны сил, для них это не способ зарабатывать деньги. Они это делают с удовольствием, это чувствуется, и на занятиях нет места унынию.

— У вас уже составлено расписание занятий на этот год?

— Сейчас мы составили расписание с учетом времени и возможностей преподавателей. Затем расписание будет корректироваться в соответствии с возможностями и пожеланиями школьников, мы ведь всегда говорим: "Мы — для вас, а не вы — для нас".

— Что ожидает ваших гостей на Дне открытых дверей?

— Каждый преподаватель подготовил презентацию своего курса, многие делали это с юмором, получились креативные "завлекалочки". Выступит и. о. декана факультета права Евгений Салыгин, и его первый заместитель Наталья Ростовцева. Возможно, мы проведем экскурсию по зданию.

Более подробную информацию о работе школы вы можете получить по электронному адресу opsh@hse.ru

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ