• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет права НИУ ВШЭ

На уровне европейских вузов

2 августа в Осло состоялось торжественное открытие десятой международной летней школы ВШЭ «Практика на Балтике». Об особенностях школы этого года рассказывает ее научный руководитель Нина Беляева.

Нина Юрьевна, эта «Практика на Балтике» — десятая. Участники чувствуют себя юбилярами?

— Да, для нас это настоящий праздник. Мы гордимся, что в этом году школа проходит уже в десятый раз, на наш взгляд, это свидетельствует о востребованности, живучести этого проекта, актуальности обсуждаемых проблем. Причем как среди молодых российских исследователей, так и среди наших зарубежных партнеров — европейских студентов, профессоров и экспертов.

Кроме того, нынешняя школа будет проходить уже в третий раз подряд при участии Совета Европы, поскольку она входит в список официальных мероприятий Трехлетнего плана Сотрудничества России и Совета Европы. Это показывает, что в европейских структурах заинтересованы в такой форме взаимодействия, как совместные учебно-исследовательские проекты, совместная аналитическая и экспертная деятельность с ведущими вузами, в развитии отношений с Россией. Более того, изначально мы хотели сосредоточиться на изучении взаимодействия России исключительно с Советом Европы, но европейские коллеги из Секретариата Совета Европы, которые курируют наш проект, сами предложили нам расширить тему летней школы, которая теперь звучит как «Russia's Engagement In European Organisations: Items For A Common Agenda», чтобы в ходе школы участники могли затронуть вопросы взаимодействия России с разными европейскими структурами, могли бы выработать пожелания и предложения по совершенствованию механизмов такого взаимодействия.

А в чем конкретно выражается эта поддержка и участие Совета Европы?

— Совет Европы предоставляет возможность пригласить на летнюю школу своих экспертов, каждый из которых является специалистом в одной из заявленных тем рабочих групп школы. При этом эксперты не просто нас «приветствуют» или читают отдельные лекции, а участвуют в ежедневной работе исследовательских групп, консультируют молодых исследователей, проводят вечерние дискуссии и тренинги, а также участвуют в итоговых дебатах в качестве членов большого жюри. Так, в этом году к нам присоединится три представителя Совета Европы: Чак Херт (США — Словакия), занимающийся гражданским участием и развитием местных сообществ, Герхард Эрмишер (Австрия — Германия), эксперт по аналитическому сопровождению решений, принимаемых в европейских инстанциях, и Сирил Ритчи (Ирландия — Швейцария), эксперт по развитию демократических институтов, гражданскому обществу и правовому статусу гражданских организаций в странах Совета Европы. Многие эксперты, раз побывав на Школе, становятся ее «постоянными партнерами». Например, лидер Гражданской Сети стран Восточной и Центральной Европы Чак Херт не только сам участвует нашей летней программе уже в третий раз, но и оказывает консультативную помощь группам в течение всего года, а Герхард Эрмишер работает с нами по международному исследовательскому проекту «Этика экспертной деятельности», который ведется в рамках Комитета по науке, культуре и образованию Конференции неправительственных международных организаций при Совете Европы. Таким образом, международные связи, которые мы устанавливаем через Совет Европы, оказываются прочными и перспективными.

Помимо представителей Совета Европы, в качестве международных экспертов в «Практике на Балтике» примут участие и другие наши партнеры. Например — Ана Перона-Фьельдстад из Европейского Вергеланд-Центра, одного из крупнейших в Европе ресурсных центров по образованию в сфере прав человека и демократии, Каролина Дитлев-Симонсен из Норвежской школы менеджмента.

— Какие студенты в этом году попали на «Балтику» в Осло? Это только студенты Вышки?

— «Практика на Балтике» — это один из «брендов ВШЭ», поэтому студенты Вышки по-прежнему составляют большинство участников, но мы всегда стремимся сделать каждую такую школу общероссийской. В этом году с нами в столицу Новежского Королевства приехали ребята из вузов Казани, Воронежа, Орла, а также выпускники РГГУ, МГИМО нашего нового стратегического партнера в Европе — Университета Болоньи. И конечно, мы рассчитываем, что в Осло к нам присоединятся еще и норвежские студенты и молодые исследователи.

— А как будет организована работа в течение летней школы?

В этот раз мы объединили рабочие группы по «темам дня», чтобы сделать их максимально «предметными» (по формам практического взаимодействия России и Европы) и чтобы проследить, по каким каналам идет это взаимодействие. Так, у нас будет отдельно День экспертов, Университетский день, День гражданского участия, День прав человека. За подготовку каждого дня отвечают соответствующие рабочие группы и их руководители — например, за День экспертов отвечают Дмитрий Зайцев и Сергей Объедков из совместной «политолого-математической» рабочей группы «Аналитические модели Демократии»; за День гражданского участия отвечают руководитель группы «Местное самоуправление» Оксана Черненко и Ольга Мелитонян; отвечающие за группы «Язык публичной политики» и «Права человека» Анита Соболева и Наталья Кравчук отвечают за День прав человека, Ольга Мелитонян, которая является заместителем директора Центра корпоративного управления ГУ-ВШЭ и руководит группой «Социальная ответственность бизнеса» — еще и обеспечивает контакт со Школой бизнеса Осло.

— Будут ли в вашей работе предусмотрены традиционные «профессорские лекции»?

Школа — всегда форма учебы, поэтому специальные лекции для нас подготовили ведущие профессора ВШЭ — это заведующий кафедрой международных экономических организаций и европейской интеграции Владимир Николаевич Зуев, который расскажет о современном этапе взаимодействии России в рамках Совета Европы, и профессор факультета права Юрий Борисович Фогельсон, чья лекция будет посвящена особенностям современного правопонимания и правоприменения в странах Евросоюза и в России. А я как руководитель группы «Университет как Res Publica» подготовила лекцию о новейших европейских исследованиях в этой области — о роли ведущих университетов мира в формировании демократической культуры и гражданственности, — как в стенах самого университета, так и в обществе в целом.

Эта тема — развитие университетской культуры как части «культуры демократии» — отвечает одной из стратегических задач всех наших международных школ — установлению прочных рабочих контактов в ведущими университетами Европы и мира, вхождения ВШЭ в число таких университетов. Мы уверены, что это можно сделать только на основе понимания роли современного университета в современном обществе, применения общих стандартов образования и университетского самоуправления, а также освоения и применения на практике общеевропейских демократических ценностей всеми «жителями» университетской республики. Чтобы Вышка достойно вошла в семью европейских университетов — она сама должна стать такой же «университетской республикой».

— Итак, что бы вы назвали главной особенностью этой летней школы?

— «Фишка» этого года — долгожданная поддержка нашей учебной программы проректором ВШЭ Сергеем Юрьевичем Рощиным. Имеется в виду вот что. «Практика на Балтике» вышла на уровень «нормальных» международных летних школ других европейских университетов: с этого года за участие в «Балтике» студент сможет получить академические кредиты (ECTS), которые впоследствии он сможет засчитать за какой-либо курс по выбору в своем индивидуальном учебном плане. Всего за такое участие можно будет получить 6 кредитов, которые складываются из 3 кредитов за участие непосредственно в учебных сессиях и рабочих группах в Осло и еще 3 кредита за предоставление научному руководителю рабочей группы качественной статьи, годной к публикации. Причем сдать статью надо вовремя — не позже 26 сентября 2010 года. Возможность получения кредитов — большая победа и важное признание нашей работы, но одновременно хочу подчеркнуть, что не всякий студент, приехавший в Осло, гарантированно получит эти кредиты: для этого нужно активно работать на школе, участвовать в дискуссиях, выступить с докладом, готовиться к итоговым дебатам, поскольку все это учитывается в ежедневных рейтингах. Хотя, честно говоря, за «уровень активности» участников школы я не очень волнуюсь, этого качества им не занимать.

Галина Петренко
Фото Шоты Какабадзе