• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет права НИУ ВШЭ

В НИУ ВШЭ завершился заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

В НИУ ВШЭ завершился заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

© Юлия Новикова, Высшая школа экономики

В нем принял участие 261 школьник из 72 субъектов Федерации. По итогам состязаний, состоявшихся в санатории «Вороново» и Учебном центре «Вороново» НИУ ВШЭ, 103 участника стали призерами, 19 — победителями, 3 — абсолютными победителями. Это Елизавета Костина (9-й класс, Нижегородская область), Алина Гладкова (10-й класс, Калужская область), Виктория Щудро (11-й класс, город Москва).

Организаторы Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию — Министерство просвещения РФ, НИУ ВШЭ, а также Департамент образования и науки города Москвы, Институт стратегии развития образования РАО и Академия «Просвещение».

География заключительного этапа олимпиады — от Калининградской области до Камчатского края и Сахалина. Самые южные регионы, из которых приехали участники, — республики Дагестан, Северная Осетия — Алания и Кабардино-Балкария, самые северные — Мурманская область и Ямало-Ненецкий автономный округ. Самая большая команда в составе 100 человек — из Москвы, в их числе 9 учащихся Лицея НИУ ВШЭ.

Хотя заключительный этап олимпиады предназначен для учеников 9–11-х классов, шестеро его участников учатся в 8-м классе, и они соревновались на равных с остальными. В этом году среди участников — 47 победителей и призеров Всероссийской олимпиады по обществознанию прошлого года.

Церемония открытия заключительного этапа состоялась 17 апреля, школьников напутствовал ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов. «Вам предстоит собраться и показать все, чему вы научились. Делайте лучшее, на что вы способны. Вы сами творцы своей судьбы. Желаю вам победы на этой олимпиаде, желаю вам многих и многих побед в вашей жизни, а в ближайшие дни — честной борьбы, заслуженных успехов, а еще — немного везения», — сказал он.

С 18 по 20 апреля состоялись три тура олимпиады — два письменных и один устный. Программа в эти дни была построена таким образом, что в свободное от состязаний время участникам было чем заняться: для них были проведены лекции, мастер-классы, экскурсия по усадьбе «Вороново». В частности, ребята смогли пообщаться с представителями философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова — проректором, доцентом кафедры философии естественных факультетов Станиславом Бушевым и и.о. декана Алексеем Козыревым. Один из мастер-классов для руководителей региональных команд провела заведующая кафедрой общественных наук Лицея НИУ ВШЭ Наталия Иконникова.

© Юлия Новикова, Высшая школа экономики

Участники заключительного этапа более двух часов общались с председателем жюри олимпиады — руководителем сектора философии российской истории Института философии РАН Алексеем Кара-Мурзой. Он выступил на большой сцене с лекцией на тему «Россия — не Запад и не Восток, Россия — Север: проблема цивилизационной идентичности», получил около 50 вопросов, и встреча затянулась, так что ее участники опоздали на ужин, и это, по его словам, «хороший дебют для молодого ученого». Как рассказал председатель жюри, он дал себе обещание, что если когда-нибудь в будущем к нему обратится молодой человек или девушка и произнесет пароль «Вороново-2022», то он бросит все дела и уделит этому человеку столько времени, сколько потребуется.

В последующие дни был проведен анализ решений олимпиадных заданий, а затем показ работ и подача апелляционных заявлений. Церемония закрытия заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию состоялась 24 апреля в Центре культур НИУ ВШЭ. В роли ведущей выступила заведующая Центром музыкальных проектов НИУ ВШЭ Марина Лебедь.

К участникам церемонии обратились проректоры НИУ ВШЭ Дмитрий Земцов и Вячеслав Башев.

«Еще будучи школьниками, вы выбрали для себя путь исследователя. Лично я считаю, что трудно найти в современной исследовательской повестке более важную тему, чем изучение общественных связей в их разных проявлениях — социологических, политологических, экономических, философских», — отметил Дмитрий Земцов. Он также сообщил, что учеба в Вышке подразумевает участие студентов в работе научных коллективов и проектных групп, а исследования общественных отношений здесь имеют прикладное значение, ведь, как гласит девиз университета, «не для школы, а для жизни мы учимся».

Вячеслав Башев подчеркнул, что призерам и победителям олимпиады будут рады все университеты страны. «Конечно же, вы сделаете тот выбор, который наиболее полно отвечает вашим представлениям о вашем будущем образовании. Принимайте решение, которое совершенно точно будет соответствовать вашим интересам, но помните, что Высшая школа экономики ждет вас, уважаемые дипломанты», — заключил проректор НИУ ВШЭ.

По мнению первого заместителя декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Олега Солодухина, дипломанты олимпиады продемонстрировали три важнейших качества — интеллект, умение организовать себя и креативность, то есть способность к творчеству и нестандартным решениям. «Могу сказать, что все эти три качества абсолютно необходимы для учебы на факультете, который я представляю, причем второе и третье, может быть, даже более важны, чем первое. Мы с удовольствием примем ребят, проявивших свои способности и таланты, на наш факультет», — добавил он.

К участникам заключительного этапа обратились члены жюри олимпиады.

«Все мы как члены жюри и члены профессионального сообщества испытываем искреннее уважение к тем усилиям и восхищение тем упорством, которое вы проявили на пути достижения собственной цели», — сказала руководитель школы философии и культурологии НИУ ВШЭ Анастасия Углева. Она обратила внимание, что олимпиада — это не только свидетельство личного роста и личного успеха ее участников, но и возможность для старшего поколения убедиться в существовании в стране человеческого капитала — интеллектуального, культурного и нравственного потенциала.

Директор по делам молодежи и работе с общественными организациями Фонда социально-культурных инициатив Валерия Тороп считает, что, отдав предпочтение обществознанию, школьники серьезно расширили пространство своего выбора (дипломанты олимпиады по обществознанию могут поступить без вступительных испытаний на очень широкий спектр направлений и образовательных программ). По ее мнению, олимпиада — это хорошая стартовая площадка, которая позволяет оценить свои возможности, а сменить профессию никогда не поздно. Сама Валерия Тороп, будучи известным обществоведом и методистом, сейчас учится в магистратуре НИУ ВШЭ по программе «Управление образованием».

© Юлия Новикова, Высшая школа экономики

Профессор кафедры экономической социологии НИУ ВШЭ Александр Чепуренко отметил, что какую бы профессию ни выбрали участники олимпиады, их нынешние достижения, интерес к пониманию внутренних взаимосвязей между процессами и явлениями, происходящими в обществе, помогут лучше ориентироваться при выборе своего места в жизни и принятии решений. «Уверен, что не общество, как в той песенке («Песня учителя обществоведения» Юлия Кима. — Ред.), будет заведовать вами, а вы сами будете выстраивать с ним взаимодействие», — подчеркнул он.

По мнению председателя Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, заместителя председателя жюри, профессора школы философии и культурологии НИУ ВШЭ Дмитрия Носова, участники олимпиады продемонстрировали способность концентрироваться и выполнять сложную работу, не отвлекаясь на мелочи и посвящая себя главному. Он отметил, что большинство из них уже сегодня, скорее всего, готовы к тому, чтобы занять место за профессорской кафедрой.

Дмитрий Носов также рассказал об особенностях заданий заключительного этапа олимпиады. Они прежде всего развивают компетенции школьников, необходимые в их дальнейшей студенческой жизни. Например, во втором туре нужно было проанализировать тексты авторов, представляющих разные страны и эпохи, — рубеж II–I тысячелетий до нашей эры (Китай), XVII век (Англия), конец XX века (США). «Без навыка работы со сложными, неожиданными текстами, умения извлечь из них ценное зерно успешного студента быть не может. Перед школьниками, готовыми к такой работе, вузы открывают свои двери», — заключил профессор НИУ ВШЭ.

Имена абсолютных победителей назвал председатель жюри олимпиады Алексей Кара-Мурза, сам в прошлом участник и лауреат школьных олимпиад по истории и литературе. По его мнению, победителям олимпиады предстоят успехи в междисциплинарных областях, ведь «человек или понимает многое, или не понимает ничего». «Я убедился, что наши финалисты понимают многое, и с ними приятно работать», — добавил он и выразил надежду, что новое поколение «будет лучше и умнее нас» — «во всяком случае, мы все для этого сделаем».

Как рассказала абсолютный победитель девятиклассница Елизавета Костина из Нижегородской области, в олимпиаде по обществознанию она участвует впервые: «Думала, что буду призером, но никак не рассчитывала на абсолютную победу. Спасибо маме и онлайн-школе, которая меня подготовила. Олимпиада прекрасная, задания очень интересные. В следующем году обязательно еще раз приеду!»