• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет права НИУ ВШЭ

Заключительный этап олимпиады «Высшая проба» прошел в 37 городах России

Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба» в этом учебном году была проведена по 27 профилям, не считая профиля «Анализ данных» в формате Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Общее число регистраций составило 259 479 — почти на 20 тысяч больше, чем в прошлом году. За выход во второй (заключительный) этап соперничали 114 236 участников, приглашение на заключительный этап получили 34 442 участника. Для проведения очных состязаний заключительного этапа в разные регионы было направлено почти 50 преподавателей из всех кампусов НИУ ВШЭ.

Потенциальные участники заключительного этапа, который прошел с 8 по 18 февраля, могли выбрать любой из 37 городов, принимающих у себя очные состязания «Высшей пробы». На московских площадках ожидалось 14 714 участников, приняли участие более 11,6 тысячи.

В их числе — команда 11-классников из разных городских округов Московской области: Василиса, Денис, Алина и Варвара. Они учатся не только в своих школах, но и в образовательном центре «Взлет», в котором выявляют, развивают и поддерживают талантливых детей.

Команда из Московской области: Василиса, Денис, Алина и Варвара (слева направо)
Команда из Московской области: Василиса, Денис, Алина и Варвара (слева направо)
© Высшая школа экономики

Ребята специализируются на искусствоведении и в «Высшей пробе» участвуют по разным гуманитарным профилям: русскому языку, культурологии, востоковедению, дизайну и проч. Все четверо рассматривают возможность поступления в ведущие столичные вузы, в том числе в Вышку, ориентируясь на опыт своих преподавателей и старших товарищей, которые уже стали студентами. Например, культурологию в центре «Взлет» у них ведет студентка одноименной образовательной программы бакалавриата НИУ ВШЭ.

У Дениса уже есть диплом Всероссийской олимпиады школьников по литературе, дающий право поступления в вуз без вступительных испытаний, и он приехал на «Высшую пробу» просто для удовольствия. «Моему сердцу необходим адреналин от решения олимпиадных задач», — сказал он. В перечневой олимпиаде Денис участвует впервые, и, по его мнению, атмосфера здесь очень спокойная и комфортная, при этом организаторы держат руку на пульсе и пресекают возможные нарушения.

Содержание «Высшей пробы» по культурологии он характеризует так: «Тут было все, что мне нравится: и проверка знаний фактов, и задания на подумать, на выявление связей. Еще нужно было продемонстрировать навыки работы с академическим текстом — ответить на вопросы и пересказать его своими словами. А в конце — небольшая творческая работа».

10-классник Кирилл из Московской школы на Юго-Западе №1543 участвовал в «Высшей пробе» по биологии. С Высшей школой экономики знаком не понаслышке — лабораторные работы для его класса проводятся на базе Института когнитивных нейронаук, и он собирается поступать на образовательную программу «Когнитивная нейробиология».

Кирилл
Кирилл
© Высшая школа экономики

На выполнение заданий отводилось 4 часа, но Кирилл уложился в 2,5 часа. «Нам дали время с довольно большим запасом. Много заданий, требующих развернутого ответа, и каждый может выполнять их в привычном для себя темпе», — поясняет он. По его оценке, олимпиада была сложная, но это «приятная сложность», когда нужно «размять мозг» и продемонстрировать свои знания.

В проведении очных олимпиадных состязаний на московских площадках помимо организаторов были задействованы 532 студента-волонтера, многие из которых сами не так давно участвовали в «Высшей пробе». Им хорошо знакомо волнение, которое испытывают школьники, и они стремятся всячески помочь младшим товарищам. Кроме того, волонтеры оттачивают свои коммуникативные и лидерские качества, приобретают навык организации и структурирования масштабных мероприятий.

Александра Новикова работает методистом в онлайн-школе «Фоксфорд» и помогает Дирекции по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ в проведении олимпиад и конкурсов. Она участвует в олимпиадах с 6-го класса, при поступлении в Вышку получила преференцию благодаря диплому «Высшей пробы» и в прошлом году окончила образовательную программу «Государственное и муниципальное управление», заняв первое место в рейтинге.

Александра Новикова
Александра Новикова
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Организацией олимпиад и конкурсов Вышки и подготовкой к ним школьников Александра занимается со второго курса — была ментором «Высшего пилотажа», вожатой в Летней многопрофильной школе. «“Высшая проба” — одна из самых массовых олимпиад, и, несмотря на огромный поток школьников, здесь нет суеты, все хорошо организовано, — рассказывает она. — Мы работаем на результат: на церемонии видишь победителей и понимаешь, что ты хотя бы немного причастен к их успеху».

По мнению Александры, организаторы олимпиады — многостаночники: все умеют делать всё. За один рабочий день она успевает поучаствовать в регистрации участников, провести инструктаж волонтеров, проконтролировать проведение олимпиады в двух аудиториях на 100 человек, раздать задания, принять работы и т.д. «Каждый год задания “Высшей пробы” обновляются, и составлены они качественно: в них нет двусмысленности, всегда есть интересная творческая часть», — считает она.

Заключительный этап «Высшей пробы» — не просто ежегодное интеллектуальное состязание, а заметное образовательное событие в разных регионах страны.

Только на московских площадках олимпиады с 8 по 18 февраля было проведено порядка 60 мероприятий для школьников, их родителей и сопровождающих: лекции, встречи, разбор олимпиадных заданий, презентации образовательных программ. Примерно треть мероприятий посвящено технологиям поступления в НИУ ВШЭ и льготам для дипломантов «Высшей пробы».

Оксана Кононенко
Оксана Кононенко
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

«Льгота наивысшего порядка — поступление без вступительных испытаний, льгота второго порядка — зачет 100 баллов по предмету вместо результата ЕГЭ. Если у абитуриента льгота “без вступительных испытаний”, он может использовать ее один раз в одном вузе на одной образовательной программе. А если льгота “100 баллов вместо ЕГЭ”, ее можно использовать на всех образовательных программах, в конкурсе на которые он участвует», — рассказала заместитель начальника Управления по организации приема НИУ ВШЭ Оксана Кононенко.

На встрече с родителями она также подчеркнула, что участие в интеллектуальных состязаниях, которые проводит Вышка, — это еще и вклад в развитие личности абитуриента, в формирование таких качеств, как выдержка, выносливость, способность действовать в сложных стрессовых ситуациях, в том числе на экзаменах.

Пообщаться с представителями НИУ ВШЭ можно было как в Москве, так и на площадках проведения олимпиады в других регионах. «Каждый год в феврале мы направляем ведущих преподавателей Вышки в большинство регионов из числа тех, где проходит заключительный этап “Высшей пробы”. Они не только координируют его проведение, но и выступают на просветительских и презентационных мероприятиях, участвуют в Днях с Высшей школой экономики в регионе», — рассказывает директор по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ Тамара Протасевич.

Тамара Протасевич
Тамара Протасевич
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

На них приглашают как участников олимпиады, так и всех желающих. «Только в этом году мы направили почти 50 преподавателей из всех кампусов университета в разные города. В их числе — Уфа, Ростов-на-Дону, Краснодар, Липецк, Калининград, Сыктывкар, Омск и многие другие. Новацией этого года стало проведение мероприятий на базе и при участии партнерских школ НИУ ВШЭ», — добавляет Тамара Протасевич.

Профессор факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Дмитрий Носов участвовал в организации «Высшей пробы» в Псковском госуниверситете. По его оценке, этот вуз заботится о развитии олимпиад и стремится играть значимую роль в олимпиадном движении.

Дмитрий Носов

«Мотор этого процесса — ректор университета Наталья Анатольевна Ильина, которая сама является членом Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по биологии, возит российские команды на международные олимпиады по этому предмету, — рассказывает Дмитрий Носов. — В рамках заключительного этапа “Высшей пробы” были организованы трехдневные курсы повышения квалификации для учителей обществознания. Часть занятий провел я, часть — зампредседателя ЦПМК по обществознанию Валерия Тороп, специально прилетевшая в Псков на выходные».

На олимпиаде в Уфе работали старший преподаватель факультета права НИУ ВШЭ Дмитрий Максимов и старший преподаватель факультета экономики НИУ ВШЭ — Нижний Новгород Татьяна Николаева. На гербе Уфы изображена бегущая куница, и этот символ, по мнению Дмитрия Максимова, отражает атмосферу олимпиады. Среди башкирских школьников немало тех, кто стремится поучаствовать в разных профилях «Высшей пробы», и к концу первой недели организаторы их узнавали и помнили по именам.

Дмитрий Максимов

«Наши участники — в основном жители Уфы, им нравится, что олимпиада проходит недалеко от дома, в Башкирском государственном аграрном университете, здание которого выглядит как монументальный храм науки. Нам очень помогли волонтеры и сотрудники организационной службы университета, состязания прошли в интеллигентной атмосфере, свойственной Башкортостану. Ребята ориентированы на поступление не только в столичные, но и в башкирские вузы. Уезжать из Уфы нет особого смысла: это динамичный город, здесь строится огромный общеуниверситетский кампус, где студенты разных вузов смогут проводить совместные исследования», — отмечает Дмитрий Максимов.

На олимпиаде в Томском региональном центре развития талантов «Пульсар» наблюдателями от Вышки выступили главный аналитик факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ Сергей Баринов и соруководитель образовательной программы «Политология и мировая политика» НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Денис Стремоухов.

Сергей Баринов

«И для нас, и для томских коллег это был первый опыт организации “Высшей пробы”. Однако в “Пульсаре” уже не раз проводили другие интеллектуальные состязания — встраиваться в отлаженный механизм было легко и приятно. Кроме того, мы прочли ребятам лекции о профессиях географа и политолога, о том, где можно получить высшее образование по соответствующим направлениям. Очень признательны коллегам за возможность проведения лекций, организацию онлайн-трансляции и оповещение школьников», — отмечает Сергей Баринов.

По его оценке, в ходе заключительного этапа «Высшей пробы» Томск подтвердил звание интеллектуальной и студенческой столицы России. Учащиеся вели себя образцово, за 11 дней не было ни одной жалобы на плохое самочувствие, притом что состязания проводились во второй половине дня и заканчивались в вечернее время. «Даже 9-классники демонстрировали большой олимпиадный опыт, а действия 11-классников были отточены до автоматизма, — добавляет Сергей Баринов. — Надеюсь, что многим из тех, кто участвовал в нашей олимпиаде в Томске, она поможет осуществить свои мечты и ребята станут студентами ведущих вузов России».