• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет права НИУ ВШЭ

«Каждый раз, когда вхожу в аудиторию, волнуюсь, как в первый раз»

Профессор кафедры финансового права ВШЭ Александр Ялбулганов по итогам голосования студентов вошел в число лучших преподавателей Высшей школы экономики в 2012 году.

— Александр Алибиевич, второй год подряд студенты называют вас одним из лучших преподавателей университета. Как вам это удается?

— Бывает так, что человек идет на работу через силу. А я получаю от своей работы удовольствие. Не знаю, передается это студентам или нет, но для меня каждая лекция, каждый семинар — особенный.

— Тем не менее, ваш путь в юридическую науку, насколько я знаю, не был запланированным…

— Да. Когда я учился в школе, мечтал стать учителем истории. Но поступил на географический факультет. И даже после этого я продолжал отдавать предпочтение истории. Работая в Чечено-Ингушском университете, решил реализовать свою мечту и поступить в аспирантуру Института российской истории — заочную, как мне казалось. Но в сентябре меня стали разыскивать и выяснять, почему я отсутствую на занятиях. Оказалось, что я поступил на очное отделение. Пришлось приехать в Москву. А перед этим несколько лет проработал на кафедре физической географии Чечено-Ингушского университета. Читал курсы «Физическая географии материков», «Физическая география России», «Ландшафтоведение».

— Помог ли опыт преподавания географических дисциплин в последующей работе?

— Скорее, это был опыт становления преподавателем. Ведь Чечено-Ингушский университет был классическим университетом, со своими традициями. И прежде чем выпустить молодого преподавателя в аудиторию, «обкатывали» его на пробных лекциях. Эта традиция зародилась еще в императорских университетах. И до сих пор каждый раз, когда вхожу в аудиторию, волнуюсь как в первый раз. Сколько лет прошло, а волнение остается.

— Как все-таки вы попали в юридическую профессию?

— В 1990-е годы историки остались без работы. И вернуться в Чеченский университет по известным причинам я уже не мог, шла война, собственно, и университет перестал существовать на некоторое время, фактически закрылся. В Москве стали массово открываться юридические факультеты. Куда бы ни обращался, мне говорили, если бы у вас было юридическое образование, у нас есть вакансии. В МГИМО я познакомился с Александром Николаевичем Козыриным, через некоторое время стал соискателем возглавляемой им кафедры, а позже подготовил и защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Кстати, о географии. Моими первыми курсами стали экологическое право и земельное право, которые я читал не только в МГИМО, но и в ряде других вузов.

— Как дальше складывалась преподавательская деятельность? Когда вы попали в Вышку?

— Когда я работал в МГИМО на кафедре административного и финансового права, Александр Николаевич Козырин попросил помочь Московскому институту-интернату для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы прочитать ребятам лекции. Почти все члены кафедры откликнулись на его просьбу. Работа в институте-интернате оставила особые воспоминания. Там были студенты без рук и без ног, на колясках. Если они не могли прийти, то буквально приползали на занятия. Им намного сложнее добиться чего-то в жизни, каждый день необходимо преодолевать новые препятствия. Поэтому у нас прививка от того, когда студенты жалуются на свои обстоятельства. Одновременно я стал сотрудничать с Академией налоговой полиции, после — с РУДН. Пять лет проработал в Военном университете, где приступил к подготовке докторской диссертации. Большую помощь оказал мне Николай Иванович Кузнецов, который к тому времени уже не заведовал кафедрой, но оставался авторитетным ученым по военному праву. В марте 2002 года я пришел в Высшую школу экономики.

— За годы преподавания ваши подходы к работе со студентами изменились?

— Студент изменился. В 1990-е приходила в основном аудитория взрослая, юноши, как правило, уже отслужившие в армии. На 80 процентов студентами были взрослые люди. И даже тогда существовали классные дамы, фиксировали каждое опоздание, вызывали слушателей к заведующему кафедрой, декану. Сейчас поступают в основном несовершеннолетние. И сейчас в университетах работают люди, часто не имеющие академических традиций: исследователи из научно-исследовательских институтов, чиновники и так далее. А ведь преподаватель — это еще и воспитатель, мы должны воспитывать студентов. Многие студенты после школы чувствуют свободу, которая зачастую переходит во вседозволенность. Например, в одном из вузов,  где я работал, существовали инспекторы — бывшие военные. В основном они работали с первым и вторым курсом: приходили на лекции, семинарские занятия, вели учет посещаемости. Высшая школа экономики делает все для мотивированных студентов, но это 30-40 процентов, а остальных преподавателю приходится мотивировать. В том, что студенты не ходят на лекции или семинарские занятия, есть и наша вина, вина преподавателей. Возможно, следует организовать серьезную работу инспекторов на первом курсе, чтобы они контролировали студентов, устраивали собрания, одним словом, помогли им втянуться в учебный процесс на первом курсе.

Увлеченные студенты есть всегда, но и количество бездельников становится больше. Не тороплюсь винить в этом самих студентов и родителей. Я понимаю, что многие приехали из других городов, а Москва — дорогой город, и значит, приходится зарабатывать на жизнь. Но мне бы хотелось, чтобы на первом курсе студенты полностью отдались учебе, не работали. В крайних случаях во вторую половину дня, или два-три дня в неделю. Начиная рано работать, молодые люди не успевают почувствовать себя студентами, частью студенческого сообщества, и это минус для их развития. Университет предоставляет большие возможности организации свободного времени: кружки, спортивные секции, летом можно вместе путешествовать…

— В науке вы занимаетесь разнообразной тематикой: финансовый контроль, природоресурсные платежи, правовые проблемы недропользования и прочее. Сложно, наверно, работать одновременно над несколькими темами?

— Совсем нет. Особенно когда ожидаешь момента выхода книги. Это особый момент в жизни, истинное удовольствие — когда выходит книга, тем более если при подготовке работы руководил большим научным коллективом. А потом ведь иногда можно экспериментировать, реализовывать эти проекты с участием студентов и аспирантов. Они верят тебе и не задаются вопросом, будет ли эта работа иметь успех, нужна ли она. Полезно иногда от одной темы перейти к другой. Когда из года в год научные конференции посвящаются одним и тем же вопросам, а участники представляют одни и те же темы, у меня начинается аллергия. Я бы так не смог.

— Были мысли свернуть с академического пути и заняться практической деятельностью?

— Никогда. Тем не менее, я верю в альянс практики и академической работы. Это подтверждает опыт наших коллег Романа Евгеньевича Артюхина, Михаила Юрьевича Орлова и Дмитрия Львовича Комягина. Они теорию знают и любят работать со студентами, и они практики. Это, с одной стороны, золотая середина. Однако необходимо соблюдать баланс. Как правило, практики далеки от университетских традиций, воспитанием студентов они не занимаются, а это в университете нужно.

Мне очень нравится работать со студентами и аспирантами. Мы осуществляем разные проекты. У нас много талантливых студентов. И, уверен, они всегда будут. Начинающие исследователи амбициозны, иногда бесстрашны. А когда исследователь становится старше, у него появляются фобии: не глупо ли звучит, абсолютно ли верно написано, как на это реагируют коллеги. Начинающим ничего не страшно. Они не обременены предрассудками. Желание выделиться, трудолюбие — все факторы в комплексе позволяют достичь успеха. Я убедился в этом, работая со всеми студентами.

— Что бы вы посоветовали молодым преподавателям и исследователям?

— Преподавателям — быть требовательными к себе и студентам, даже в мелочах, а молодым исследователям — не останавливаться. Защитив диссертацию, если вы хотите остаться в науке, приступайте к подготовке докторской. Однако следует не только много писать, но и много читать — классиков, теоретиков, дореволюционных авторов и современников, аспирантов. Это помогает выработать критический взгляд на собственные работы и труды коллег.

 

Семен Янкевич, аспирант кафедры финансового права ВШЭ, специально для новостной службы портала ВШЭ