• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет права НИУ ВШЭ

Власть и общество в России начала XX века: от взаимодействия к противостоянию

На факультете права Высшей школы экономики прошел круглый стол «Власть и общество позднеимперской России в контексте новых исследований». В его рамках состоялась презентация двух книг, объединенных общей тематикой — функционирование российской общественности начала XX века в новых условиях конституционного строя и мировой войны.

Круглый стол носил междисциплинарный характер. В нем помимо представителей факультета права (Анастасия Туманова, Кирилл Соловьев, Владимир Исаков, Александр Сафонов, Леонид Савюк и др.) приняли участие профессора факультетов гуманитарных и социальных наук ВШЭ, научные сотрудники академических организаций (Института российской истории РАН, Российского государственного архива социально-политической истории), а также других высших учебных заведений Москвы: МГУ, Финансового университета при Правительстве РФ, Академии народного хозяйства и государственной службы и др.

На круглом столе состоялась презентация двух книг, вышедших в издательстве «РОССПЭН» в конце 2014 года, и их последующее обсуждение. Первая книга — «Общественные организации России в годы Первой мировой войны (1914 - февраль 1917 г.)» — была представлена ее автором профессором Анастасией Тумановой. Далее с описанием документальной публикации «Представительные учреждения Российской империи в 1906-1917 гг. Материалы перлюстрации Департамента полиции» выступили ее авторы — ответственный редактор, автор предисловия главный научный сотрудник ИРИ РАН Валентин Шелохаев, а также составитель, автор предисловия и комментариев — профессор НИУ ВШЭ и ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Кирилл Соловьев.

Эти книги тематически схожи. Важная тема обеих — функционирование российской общественности в новых условиях конституционного строя и мировой войны, ставших для нее испытанием на прочность и проверивших ее способность к участию в обновлении государства и его институтов. Также обе работы объединяет единая концепция русской общественности как образованной и социально активной части общества, которая стремится к общему благу и достигает его посредством объединения в политические партии и неполитические организации. И главное — книги объединены ключевой для российской истории темой взаимоотношений власти и общества.

«Общественные организации России в годы Первой мировой войны (1914 - февраль 1917 г.)»

Выступая с презентацией своей книги, Анастасия Туманова отметила, что ее внимание было сфокусировано на проблеме мобилизации российского общества в годы Первой мировой войны. Российская общественность, по ее словам, стремилась быть полезной стране в главном деле того времени — обслуживании нужд войны, создании тыла и тылового хозяйства. Однако изначально нацеленная на поддержку государства, мобилизация общественности в конечном итоге обернулась против него и вылилась в политический кризис 1916-1917 годов. Туманова задалась вопросом: были ли симптомы подобного исхода в поступках общественности и правящей власти в 1914, 1915 и 1916 годах? Она обратила внимание на то, как менялись настроения российской общественности и ее отношения с властью: от патриотической поддержки государства в первые месяцы войны и поисков платформы для доверия в 1915 году до нарастания противоречий и противостояния в 1916 и начале 1917 года.

Туманова отметила, что мобилизация осуществлялась под националистическими лозунгами (борьба с «немецким засильем», поиски внутреннего «врага» в лице евреев, немецких колонистов, поляков и др.), и это было существенной ошибкой правящей власти дореволюционной России. По ее словами, правительство стремилось к мобилизации при общественном участии и в то же время продолжало рассматривать общество не как союзника в войне, а как конкурента. Такая политика вела к конфликту, а путь, пройденный русским обществом в 1914-1917 годах, был дорогой от лояльности к протесту.

«Представительные учреждения Российской империи в 1906-1917 гг. Материалы перлюстрации Департамента полиции»

Представляя вторую книгу, ее составитель профессор Кирилл Соловьев и ответственный редактор Валентин Шелохаев рассказали, почему особое внимание было уделено работе над перлюстрированными письмами депутатов Государственной думы, членов Государственного совета и высокопоставленных чиновников Российской империи. По словам составителей, речь идет об уникальном и крайне информативном материале для исследований, посвященных политической истории России начала XX века. Эти письма помогают показать ранее подробно не освещаемые стороны политической жизни Российской империи в думский период. Благодаря письмам депутатов и чиновников ярче видны колебания общественных настроений, и, что особенно интересно, процесс принятия политических решений, обычно скрытый от посторонних глаз, «политическая кухня» России начала XX века. Обращаясь к материалам переписки, можно выявить процедуры принятия законотворческих решений, которые не нашли отражения в законах и не зафиксированы в делопроизводственной документации.

Дискуссия

После презентации состоялось обсуждение книг. Профессора факультета гуманитарных наук ВШЭ Елену Вишленкову интересовали критерии отбора материалов, использованных в документальной публикации о представительных учреждениях. Профессор факультета социальных наук Андрей Медушевский задался вопросами: насколько общественные организации выражали общественные настроения в начале прошлого века, могла ли российская власть отказаться от их «услуг», а также была ли возможна гражданская мобилизация в условиях отсутствия в империи граждан?

Профессор РАНХиГС Константин Краковский сконцентрировал внимание собравшихся на состоянии правовой системы России рассматриваемого периода и проблемных «узлах» ее модернизации. Доктор исторических наук Исаак Розенталь выступил с рецензией на книгу Тумановой, в которой попытался ответить на ключевой вопрос: была ли внутренняя логика в процессе мобилизации российской общественности и ее взаимоотношениях с властью? «Как видно из исследования Тумановой, — сказал Розенталь, — сплочение действительно происходило, но продолжительным и прочным оно не стало. Не подлежит сомнению, что режим приближал свой конец между прочим и тем, что постоянно отталкивал от себя общественность». Основным вопросом дискуссии был вопрос о том, искали ли власти и общество возможности сближения, и если да, то почему этого не произошло? Было ли доверие между российской общественностью и государством? По мнению Валентина Шелохаева, взаимодействие между властью и обществом существовало, пусть и вынужденное, но доверия между сторонами не было.

Возможно, заданные вопросы станут темой для новых исследований, подвела итог обсуждению Анастасия Туманова.