• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет права НИУ ВШЭ

Как пройти бесплатное обучение по программе LLM в американской школе права?

В прошлом учебном году выпускник факультета права НИУ ВШЭ 2008 года Илья Корнеев получил грант от Российско-американского фонда юридического образования (RUSLEF) и прошел обучение по программе LLM в Washington and Lee University School of Law.

В текущем учебном году он учится на 2-м курсе магистратуры факультета права Вышки по программе «Корпоративный юрист». В предлагаемом вашему вниманию интервью Илья Корнеев поделился с нами своими впечатлениями от процесса обучения в США и рассказал о реальности шанса для студентов-юристов российских вузов пройти годичное бесплатное обучение в одной из американских школ права.

– Как Вы узнали о возможности получения гранта на обучение в школе права США?

Илья: Моя одногруппница по магистратуре, Света Воробьева, была участницей той же программы несколькими годами ранее. Она получала свой LLM в Калифорнии, и именно ее рассказы о возможностях, предоставляемых RUSLEF, и впечатлениях от учебы в США побудили меня подать заявку на участие в конкурсе.

– Не сомневаюсь, что желающих воспользоваться таким шансом было немало! Как проходил конкурсный отбор: надо было написать письменную работу или Вы сдавали экзамены?

Илья: Для участия в программе нужно было отправить свое резюме, сдать тест TOEFL, заручиться поддержкой двух преподавателей или коллег и, самый важный этап, – пройти собеседование с руководителями фонда – Сидни и Джейн Пикер.

– Как осуществлялось финансирование поездки и обучения? Действительно, Российско-американский фонд юридического образования полностью оплачивает обучение выигравшим грант?

Илья: Да, грант RUSLEF полностью покрывает все возможные расходы по обучению и проживанию в течение года в США. То есть расходы на авиабилет, жилье, питание и учебную литературу также компенсируются за счет фонда.

– Расскажите, пожалуйста, о том, по какой программе Вы обучались в Washington and Lee University School of Law. Какие дисциплины в рамках своей магистерской программы Вы изучили? Помогают ли эти знания в обучении по программе «Корпоративный юрист» сейчас?

Илья: Моя программа называлась очень общó: LLMintheUSlaw, но у меня была возможность по большей части самому определять сферу и объем посещаемых предметов. Я решил сосредоточиться на изучении корпоративного права, так как именно в этой области я планирую свое дальнейшее развитие. 

Хотел бы немного рассказать о некоторых из профессоров, которые произвели на меня сильное впечатление (а таких было очень много). 

Профессор Фаерфилд вел мой самый первый, вводный курс по договорному праву. Г-н Фаерфилд является одним из самых выдающихся в мире специалистов по новой, развивающейся отрасли под названием «право виртуальных миров». Он даже выступал с лекциями на эту тему в самом знаменитом из таких виртуальных миров – Second Life. Кроме того, профессор Фаерфилд обладает большим опытом ведения бизнеса: помимо чисто юридической практики он являлся одним из основателей крупной IT корпорации. Его лекции представляли собой уникальное сочетание глубокого теоретического знания права, освещения практических аспектов ведения бизнеса, с точки зрения юриста, и юридических формальностей, с точки зрения бизнесмена. Помимо всего прочего наши занятия были лихо заправлены «соусом» из смеси экономического анализа права, блестящего юмора и примеров из поп-культуры, зачастую видеороликов, например, из рекламы Пепси или сериала Star Trek. Все студенты были в восторге. 

Корпоративное право и правовое регулирование оборота ценных бумаг вел профессор Брюнер, прошлогодний победитель престижнейшей премии – конкурса Ассоциации юридических школ США на лучшую научную статью. Для меня было большим удивлением узнать, что буквально за месяц до нашей первой встречи он был в России по приглашению Высшего Арбитражного Суда и, в частности, выступал перед судьями, рассказывая об американском корпоративном праве и возможностях по использованию некоторых его моделей в российской правовой системе. 

Я бы мог еще долго рассказывать о каждом из преподавателей, которые у меня что-то вели, но, боюсь, что формат данного интервью не позволит мне этого сделать. 

Сейчас полученные за год знания очень сильно помогают как в работе, так и в учебе в Вышкинской магистратуре. Причем самое полезное, по-моему, это не столько то, что я узнал, допустим, какие-то договорные конструкции американского права, сколько то, что я обрел более глобальный взгляд на вещи, на российскую юридическую реальность. Правосознание значительно расширилось. 

– А как проходили Ваши занятия? Каков их формат? Предполагалась ли самостоятельная работа? Какова была оснащенность ресурсами, необходимыми для занятий? 

Илья: Большинство занятий проходило в традиционном для американских юридических школ формате «диалога Сократа», заключающегося в том, что обычная для нас лекция прерывается вопросами, которые профессор задает одному из студентов по прочитанным накануне материалам. Такая беседа имеет своей целью развитие у студентов критического мышления и рассчитана на то, чтобы аудитория через череду вопросов и ответов смогла лучше понять какую-то тему, чаще всего позицию одного из судов по тому или иному правовому вопросу.

Самостоятельная работа в основном заключалась в подготовке к лекциям. К каждому занятию необходимо было прочитать определенное количество судебных решений и быть готовым к очередному диалогу.

Отдельно я хотел бы рассказать о библиотеке моего университета, так как основная часть подготовки к занятиям происходила именно там. Каждому из студентов был предоставлен свой небольшой письменный стол и стул. Это очень удобно, так как в нескольких минутах от любой из аудиторий у тебя всегда есть твое личное пространство, где ты можешь заниматься и хранить свои вещи. Да, отличительной особенностью моего университета является так называемый «кодекс чести», благодаря которому шкафчики в этих столах никто никогда не запирал, книги и прочие предметы, включая деньги, всегда оставались на поверхности, и не было ни одного случая, чтобы что-то пропало.

– Расскажите об условиях проживания: где Вы жили, как питались?

Илья: Жил я в общежитии, построенном относительно давно, в 80–е годы прошлого века, но в нем было чисто и уютно. Общежитие квартирного типа, я и три студента-американца, у каждого своя комната и общие для всех удобства, кухня и гостиная. Места на всех и для всего хватало. Опять же, благодаря уже упомянутому мной «кодексу чести» ни одну из дверей при выходе из дома никто никогда не запирал, что освещало нашу жизнь атмосферой всеобщего доверия.

Питался я в столовой для студентов колледжа. Юристы, у которых есть своя столовая, в большинстве своем более загружены учебой, и многие едят, не отрываясь от книг. Поэтому обедать со студентами колледжа было веселее, кроме того, некоторые студенты-юристы разделяли это мое мнение, что иногда (особенно за обедом), все-таки, нужно отдыхать.

– А как происходило Ваше общение с сокурсниками? Хватало ли знаний английского языка, полученных на факультете права?

Илья: Общался с сокурсниками много, с каждым находились какие-то свои темы для разговоров, как и вообще при любом общении, вне зависимости от национальности собеседника. Но мне, конечно, были ближе всего те, с кем нас объединяют какие-то общие интересы. Например, я очень подружился с парнем из штата Нью-Йорк, с которым нас объединили любовь к таким вечным ценностям, как философия и классическая музыка. Майк, привет! :)

Знания английского из Вышки дали мне хорошую базу, но, думаю, без той разговорной практики, которую я приобрел уже в процессе работы, мне, все-таки, было бы тяжеловато.  

– Что можете посоветовать ребятам, размышляющим о продолжении своего образования в США?

Илья: Обучение в другой стране дает уникальный опыт взаимодействия с профессионалами из разных уголков мира, что, в свою очередь, позволяет посмотреть на привычные нам вещи под другим углом. Приобретенный опыт дает дополнительную интеллектуальную свободу: то, что англоговорящие называют thinking outside the box. Для юриста, как представителя творческой профессии (особенно в нашей стране), это очень важно. Поэтому если есть желание и возможность – пробуйте. Оно того стоит.

С более подробной информацией о деятельности Российско-американского фонда юридического образования (RUSLEF) и возможностях, предлагаемых им российским студентам-юристам, можно ознакомиться на официальном сайте: http://www.ruslef.org/.

Интервью подготовила и провела Жукова Татьяна.

 

Российско-американский фонд юридического образования (RUSLEF) принимает заявки для участия в конкуре на бесплатное обучение в течение одного года в одной из американских школ права от студентов-юристов российских вузов, окончивших минимум третий курс.

Для участия в конкурсе необходимо предоставить результаты теста TOEFL и заполнить анкету. Собеседование с кандидатами будет проходить в конце мая 2012 года. Имена победителей будут объявлены в начале июня. Обучение в США начнется в августе 2012 года. После окончания учебного года в США от студентов требуется вернуться в Россию и завершить свое обучение.

За дополнительной информацией и формой заявки для участия в конкурсе можно обращаться к президенту фонда,

г-ну Сидни Пикеру (Sidney Picker Jr.):
Russia-United States Legal Education Foundation (RUSLEF)

P. O. Box 626 Sanibel, Florida 33957
Tel: (239) 395-1832; spjmp1@gmail.com

 

Российско-американский фонд юридического образования (RUSLEF) принимает заявки для участия в конкуре на бесплатное обучение в течение одного года в одной из американских школ права от студентов-юристов российских вузов, окончивших минимум третий курс.

Для участия в конкурсе необходимо предоставить результаты теста TOEFL и заполнить анкету. Собеседование с кандидатами будет проходить в конце мая 2012 года. Имена победителей будут объявлены в начале июня. Обучение в США начнется в августе 2012 года. После окончания учебного года в США от студентов требуется вернуться в Россию и завершить свое обучение.

За дополнительной информацией и формой заявки для участия в конкурсе можно обращаться к президенту фонда, г-ну Сидни Пикеру (Sidney Picker Jr.):
Russia-UnitedStatesLegalEducationFoundation (RUSLEF)

P. O. Box 626 Sanibel, Florida 33957
Tel: (239) 395-1832;
spjmp1@gmail.com