• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Контакты

109028, Москва,
Б. Трехсвятительский пер, 3.
email: lawfacult@hse.ru

Деканат: (495) 772-95-90
(доб. 22299 или 22298)

Учебный офис (бакалавриат):

(495) 772-95-90 (доб.22852; 23008; 22899; 23009)

Учебный офис (магистратура):

Менеджер Горбунова Анна Юрьевна
(495) 772-95-90 (доб. 22275)

Менеджер Хитяева Кристина Александровна

(495) 772-95-90 (доб. 22738)

факс: (495) 772-95-90 (доб. 23005)

Руководство
Научный руководитель Иванов Антон Александрович
Первый заместитель декана Старженецкий Владислав Валерьевич
Заместитель декана по научной работе Полдников Дмитрий Юрьевич
Заместитель декана по административной и финансовой работе Мамедова Фатима Фармановна
Заместитель декана по организации ознакомительной производственной практики и внеаудиторной работе со студентами Карпенко Ольга Ивановна
Заместитель декана по работе с абитуриентами Барышева Ксения Александровна
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Юриспруденция

4 года
Очная форма обучения
143/90/30
143 бюджетных мест
90 платных мест
30 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Юриспруденция: частное право

4 года
Очная форма обучения
30/30/5
30 бюджетных мест
30 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Адвокат по гражданским и уголовным делам

2 года
Очная форма обучения
20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

История, теория и философия права

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Комплаенс и профилактика правовых рисков в корпоративном, государственном и некоммерческом секторе

2 года
Очная форма обучения
20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Корпоративный юрист

2 года
Очная форма обучения
15/15/2
15 бюджетных мест
15 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Международное частное право

2 года
Очная форма обучения
18/15/2
18 бюджетных мест
15 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Правовое обеспечение управления компанией и персоналом

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Правовое регулирование в фармацевтике и биотехнологиях

2 года
Очная форма обучения
20/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Право информационных технологий и интеллектуальной собственности

2 года
Очная форма обучения
20/15/3
20 бюджетных мест
15 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Право международной торговли, финансов и экономической интеграции

2 года
Очная форма обучения
15/10/10
15 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Публичное право

2 года
Очная форма обучения
20/10/1
20 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Финансовое, налоговое и таможенное право

2 года
Очная форма обучения
20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Частное право

2 года
Очная форма обучения
20/15/2
20 бюджетных мест
15 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Юрист в правосудии и правоохранительной деятельности

2 года
Очная форма обучения
20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Юрист в сфере спорта

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Книга
Competition Law and Policy and the Food Value Chain

Lianos I., Claudio Lombardi, Moss D. L. et al.

Iss. 1-2016: Concurrences Review. NY: The Institute of Competition Law, 2016.

Статья
Concept, Legal Nature and Law Applicable to Recognition and Enforcement of Foreign Judgments

Kasatkina A.

Czech Yearbook of International Law. 2016. No. VII. P. 165-181.

Глава в книге
Minimal Unit of Legal Translation vs. Minimal Unit of Thought

Vlasenko S. V.

In bk.: The Ashgate Handbook of Legal Translation. Farnham: Ashgate, 2014. Ch. 6. P. 89-120.

Статья
Criteria for Copyrightability in Russian Copyright Doctrine and Judicial Practice

Kashanin A.

Russian Law Journal. 2016. Vol. IV. No. 2. P. 26-61.

Книга
Cyber law in Russia

Bogdanovskaya I. J., Kalyatin V., Savelyev A. et al.

Alphen aan den Rijn: Wolters Kluwer International Publishing House, 2016.

Препринт
Business transaction invalidity in the context of the principle of legality

Totyev K. Y.

Law. LAW. Высшая школа экономики, 2016. No. 2.

Препринт
Formation of Credit Rating Agency Regulation in Russia

Selivanovskiy A.

Law. LAW. Высшая школа экономики, 2016

Препринт
The Founders Of 16th Century Belgian Realism in Private International Law Doctrine

Getman-Pavlova I. V.

Law. LAW. Высшая школа экономики, 2016. No. WP BRP 64/LAW/2016.

Книга
Международное право: Учебник

Ромашев Ю. С., Русинова В. Н., Егоров С. А. и др.

М.: Статут, 2016.

Статья
Where ‘fiscal’ Cannot Mean ‘financial’: A Case Study at the Crossroads of Legal and Public Service Translation Taxonomies

Vlasenko S. V.

New Voices in Translation Studies. 2016. No. 14. P. 46-73.

В конце февраля в Госдуме пройдет обсуждение новой версии Конституции, где отсутствует норма о том, что руководство страной является исключительной прерогативой лично президента

Специалисты по конституционному праву, профессора факультета права НИУ ВШЭ готовят обсуждение новой версии Конституции РФ, которое состоится в конце февраля.
Эта дискуссия, впрочем, организуется пока лишь на экспертном уровне  группой членов президентского Совета по правам человека (СПЧ). Обменяться с ними мнением о необходимости изменения формы правления в сторону усиления роли парламента намерены оппозиционные депутаты и политики.
Это мероприятие готовят сейчас специалисты по конституционному праву – Илья Шаблинский, Елена Лукьянова и Михаил Краснов. Обсуждение пути модернизации формы правления в России скорее всего состоится в конце февраля в стенах Госдумы. «К нам решил присоединиться ряд депутатов от разных фракций, им тоже есть что по этой теме предложить», – отметил Шаблинский. Он также сообщил, что в дискуссии примут участие и некоторые представители несистемной оппозиции – например, политик Владимир Рыжков.
Новую редакцию Конституции на слушаниях представит руководитель Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР) Николай Миронов. Она составлена сотрудниками его центра и представляет собой изменения в главах с четвертой по седьмую Основного закона. Из новой версии исключаются нормы, где говорится, что президент является «гарантом Конституции, прав и свобод человека» и что именно он определяет основные направления внутренней и внешней политики страны. Авторы поправок настаивают, что права и свободы должны защищаться всеми органами власти, и в первую очередь судами.
А формулировать политику государства будет парламент и сформированное им правительство.
И действительно, новая версия Конституции предусматривает полную ответственность парламента за правительство. Из текста поэтому даже исключен  пункт о праве президента председательствовать на его заседаниях – мол, достаточно премьер-министра. Последнего необходимо назначать президенту не с согласия Госдумы, как написано сейчас, а наоборот, по ее представлению. Причем не только одного премьера, но и его заместителей и всех министров. Депутатам на самостоятельные решения предполагается отдать и формирование руководства Центробанка страны – и без всякого участия в том главы государства. Как поясняется в документе, «когда ЦБ подчинен президенту, его политика неподконтрольна другим ветвям власти и обществу, что наглядно проявилось осенью 2014 года во время финансового кризиса».
Планируется, кстати, отобрать у главы государства и право на объявление референдума, его за рамками нынешних сложных процедур, дескать, должен инициировать лишь Совет Федерации. Полномочия верхней палаты, впрочем, тоже будут значительно модернизированы. Например, от нее нижней палате передается назначение генпрокурора и его замов, с целью «обеспечить более широкое влияние политических сил в правоохранительной системе». А вот ни о каком отдельном Следственном комитете и речи быть не может. На это будет отдельная статья  «Не допускается наделение полномочиями по осуществлению оперативно-разыскной деятельности, дознания и следствия органов и должностных лиц, не подчиненных правительству РФ или Генпрокуратуре РФ».
Что же касается самого Совфеда, то для него предусматривается введение прямых выборов с периодичностью раз в шесть лет, хотя и квота для президентских сенаторов в количестве не более 10% от их общего числа сохраняется. Эксперты ЦПЭР указывают, что назначение членов СФ от органов власти субъектов РФ превратили его «из верхней палаты парламента в орган, где собираются состоятельные люди, нуждающиеся в статусе; политические отставники; статисты от региональной бюрократии». В целом, по их мнению, СФ стал управляемым, послушным и при этом политически аморфным и неработоспособным органом.
В Конституции также предлагается установить, что Госдума избирается только на прямых выборах, сейчас такой нормы вообще нет. А еще закрепить гарантию неприкосновенности депутатов ГД, представляющих меньшинство, а именно – запретить произвольное лишение их мандата по решению большинства. «Из-за конституционного пробела сейчас этот порядок регулируется федеральными законами (принятыми парламентским большинством в своих интересах) и внутренними документами ГД. Из-за этого имели место случаи лишения оппозиционных депутатов их мандатов, что нарушает избирательные права граждан, выбравших этих депутатов», – говорится в комментариях к новой редакции Конституции.
Изменения в ней идут и по порядку преемничества в случае отставки президента. Нынешние нормы позволяют проводить «рокировки»  между главой государства и премьер-министром и подбирать первому себе преемника, «который по факту получает всю полноту власти в стране». Соответственно тот получает и преференции на досрочных выборах по сравнению с соперниками. Так что в случае досрочного прекращения полномочий президента их исполняет не глава правительства, а лицо, избранное совместно палатами парламента в качестве врио президента на период до проведения выборов.
Кстати, подвергается упрощению и процедура импичмента президента. И хотя проголосовать обязаны обе палаты большинством в две трети каждая, у Госдумы, то есть политических партий, в случае отказа сенаторов от поддержки импичмента появится возможность собрать три четверти состава Госдумы и все-таки его утвердить. При этом поводом для импичмента может стать любое совершенное президентом преступление, и не обязательно тяжкое, как сегодня, а требование получать заключение Конституционного суда о правомерности всех процедур вообще из Основного закона убирается.
Предусмотрена, между прочим, и реформа судебной власти. Например, речь идет о введении прямых выборов населением судей районных судов и мировых судей. Прописан порядок, при котором половину судей Конституционного, Верховного и Высшего административного судов, которого сейчас вовсе нет по представлению президента назначает СФ, а половину – ГД. Сейчас, напомним, это исключительная прерогатива верхней палаты. Эта норма, уверены эксперты,  нужна для увеличения влияния парламента на российские суды.
Николай Миронов заявил «НГ», что все эти предложения вполне реализуемы: «Сегодня не только оппозиционные силы говорят о необходимости изменения политической системы, так считают и некоторые представители партии власти или люди, которые далеки от оппозиции. Они понимают, что это нужно сделать перед тем, как проводить экономические реформы. Мы предлагаем полный набор перемен, которые могли бы способствовать изменению политических институтов и которые облегчили бы проведение этих социально-экономических реформ». Нынешнюю модель Конституции он считает плохой: «Когда все полномочия у исполнительной власти, тогда падает эффективность, система становится неповоротливой, ее никто не контролирует и из-за этого растет коррупция. Поэтому разделение власти, которое мы предлагаем,  это система, которая может более рационально распределить полномочия и обеспечить контроль разных институтов власти».
Шаблинский, в свою очередь, полагает, что «эти нормы будут приняты постепенно – какие-то раньше, а для реализации некоторых потребуются годы». Это будет зависеть от соотношения политических сил в ГД после выборов, говорит эксперт. Но изменения, по его словам, необходимы: «Так как последние 20 лет при слабом парламенте привели к тому, что исполнительная власть сегодня творит просто настоящие безумства».  

Материал взят с сайта: http://www.ng.ru/politics/2016-02-02/1_konstitutsia.html