• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет права НИУ ВШЭ

Побочные эффекты американских выборов

Американсит, профессор кафедры истории и теории права Александр Домрин рассказывает о том, почему на фоне президентской кампании во внутренней политике США вскрываются всё новые «нарывы». 

Агентство Рейтер на днях опубликовало результаты опроса общественного мнения, один из которых выявил, что Обаму поддерживают 45 процентов против 52. Но, если к низким рейтингам деятельности президента уже все привыкли, то следующий вопрос, ещё более важный: «Находится ли Америка на правильном пути?» — результатами удивил. Американофилам и нашим российским «грантоедам» следует зажмуриться — то, что они увидят, им не понравятся. Только 23 процента американцев ответили утвердительно, а 63 процента граждан США уверены, что с Америкой что-то не так.

В США давно так не проявлялся рост недовольства избирателей партийным и государственным истеблишментом, которые часто представляет собой одно и то же. Партийный истеблишмент — это машина, отсекающая крайности, чтобы обеспечить поддержку зависимых, управляемых кандидатов на новых государственных должностях. Такими «крайностями» в данный момент являются и Трамп, и Сандерс. Американцы соскучились по новым идеям и по ярким персонажам, особенно на фоне непопулярного и неэффективного «лузера» Барака Обамы.

В отношении того, кого партийно-государственный истеблишмент считает своими «представителями», можно судить по деталям. В частности, по позиции газеты The Des Moines Register. Эта официозная газета выходит в Де-Мойне, крупнейшем городе штата Айова и не всегда искушённым читателям подсказывает, кого можно считать «нашими». Газета однозначно делала ставку на Хиллари Клинтон от демократов (кто бы сомневался!), а со стороны республиканцев неожиданно — на Марко Рубио. Ещё ярче это проявилось на федеральном республиканском телеканале Fox News, который среди более десятка кандидатов чуть ли не половину времени посвятил Рубио и откровенно пытался торпедировать Трампа, что привело к отказу миллиардера участвовать в теледебатах на Fox News.

После поражения в Айове из 11 кандидатов от республиканцев с дистанции сошли трое. После провала в Нью-Гэмпшире — ещё двое, включая крайнего русофоба, губернатора от штата Нью-Джерси Криса Кристи, призывавшего начать сбивать российские боевые самолёты в Сирии.

Против Хиллари и Сандерса работает общая усталость избирателей после восьми лет президентства слабого и некомпетентного демократа Обамы. Со времён четырежды побеждавшего на выборах президента США Франклина Д. Рузвельта американские избиратели только один раз 12 лет подряд терпели в Белом доме представителей одной и той же партии: Рональда Рейгана и Джорджа Буша-старшего.

Это правда: в отличие от русских (с нашей «Гренада моя!») американцы больше интересуются, кто станет местным шерифом или директором школы, где учатся их дети, чем событиями за пределами США. Но от кандидатов в президенты всё же требуется вразумительная реакция на вызовы от внешнего — за пределами США — мира.

В этом смысле девятые республиканские дебаты стали наиболее любопытными, учитывая вердикт большинства избирателей о «неправильном пути» Америки, о чём подробно говорились выше.

Согласитесь, что в теледебатах многое зависит от фигуры модератора и его вопросов. Джон Дикерсон, директор редакции политических новостей канала CBS, лауреат премии «Эмми», превзошёл самого себя. Отчасти благодаря ему в эфире ни разу не прозвучала тема преданности Америки или кандидатов в президенты США Израилю. Тема не случайная. Несмотря на его среднее имя «Хуссейн», победу Обаме в выборах 2008 и 2012 годов обеспечила поддержка двух третей мощного еврейского лобби. Напротив, Дикерсон «раскрутил» претендентов на более опасные темы. Как, например, Россия и американо-российские отношения.

Я смотрел дебаты в прямом эфире на CBS. Думаю, что их расшифровка появится в Интернете, как и запись самих дебатов. Кто найдёт, не сможет не заметить злобную ухмылку на лице Джеба Буша, когда он будет слушать слова Трампа о нормализации отношений с Россией.

Не знаю, насколько точна цифра расходов, потраченных США на дестабилизацию ситуации в Сирии. Но доверяю. В отличие от меня, Трамп считает деньги.

— В Сирии, — говорит Трамп, — мы тратим миллиарды и миллиарды долларов на поддержку людей, не имея понятия о том, кто они.

А на весь Ближний Восток (включая Израиль и Египет), говорит Трамп, мы потратили пять триллионов. Результата – ноль.

Интересно, чем ответят Трампу его оппоненты.

Материал предоставлен сайтом http://lifenews.ru/