Политическая реклама вне закона?
Избирательная кампания по выборам в Государственную Думу и региональные законодательные собрания продолжает набирать обороты. Правила ведения предвыборной агитации в этот период урегулированы достаточно хорошо. А вот что делать с политической рекламой между выборами, не очень понятно — партии имеют право информировать о своей деятельности, но специального закона, регулирующего эту сферу, нет. Требования по достоверности на такую рекламу не распространяются, никакой ответственности за размещённые сведения партии не несут.
Политическая реклама выведена из действующего закона «О рекламе», поэтому в межвыборный период такая пропаганда идёт в рамках, ограниченных законами о СМИ, Кодексом об административных правонарушениях (КоАП), Уголовным кодексом и законом о политических партиях. Достаточно ли этого?
По мнению секретаря ЦИК Майи Гришиной, после выборов имеет смысл вернуться к вопросу о создании закона о политической рекламе.
«Если от коммерческой рекламы закон требует добросовестности, запрета на демонстрацию тех или иных образов, и вообще более жёстко её регулирует, то по политической рекламе в межвыборный период нет ни регулирования, ни ограничений, ни правил. Единственное, что мы понимаем, — что такая реклама должна оплачиваться из средств партии», — объясняет Гришина. Она считает, что реклама — это крупная и значительная для общества отрасль, а потому должна регулироваться и в её политическом аспекте.
В отдельном законе о политической рекламе необходимо чётко прописать, что могут и чего не могут делать политики. «Идут разговоры о принятии рекламного кодекса или введении главы о политической рекламе. Но я считаю, что нужен отдельный закон, — согласился член ЦИК Александр Клюкин. — Пусть он будет небольшой, пусть он будет долго обсуждаться, но он очень нужен». К тому же, в Госдуму уже вносились соответствующие законопроекты, то есть работа по этой теме велась неоднократно. И было бы неплохо к некоторым старым идеям вернуться, правда, с позиций сегодняшнего опыта.Время «оттянуться по полной»?
Сегодня, когда в стране давно не было федеральных выборов, а политическое поле расширено за счёт кандидатов-одномандатников, «изголодавшиеся» по креативу политтехнологи частенько выходят на грань и даже за грань допустимого, считает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
Правда, и само гражданское общество достаточно созрело, чтобы «не повестись» на грязные и лживые технологии. Опыт, приобретённый избирателями за более чем 20 лет альтернативных конкурентных выборов, он считает вполне достаточным. Тем не менее, определённые рамки для политической рекламы прописать необходимо, полагает Мухин.
А вот член Общественной палаты РФ, президент Центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгий Фёдоров занял более либеральную позицию. По его мнению, дополнительный закон о политической рекламе не нужен — вполне достаточно законов о рекламе и о выборах. Кроме того, в промежутках между избирательными кампаниями необходим свободный доступ всех партий к СМИ. «Речь, конечно, не идёт о совсем уж безграничной свободе. У нас есть законодательство, запрещающее разжигать межнациональную, социальную рознь, порочить честь и достоинство других лиц. Есть закон о выборах, закон о рекламе. То есть всё уже достаточно регламентировано», — считает Георгий Фёдоров. «Сейчас политическая реклама идёт не только в период выборов. Никто не может, к примеру, запретить известным политикам принимать участие в различных телевизионных ток-шоу», — говорит он в пользу свободы политической рекламы в промежутках между избирательными кампаниями. Это даст возможность партиям заявить о себе и проявить себя, а также обеспечит новым объединениям и начинающим политикам доступ к общественному мнению. А если такой свободы не будет, то политическая система будет костенеть и хуже развиваться. «Свобода политической рекламы способствовала бы развитию политической системы», — подчеркнул эксперт.
Что с чем конкурирует?
Есть и противоположная точка зрения — известный правовед, заведующий кафедрой теории права и сравнительного правоведения НИУ ВШЭ Владимир Исаков считает, что регулировать политическую рекламу надо предельно жёстко. Причём не столько в содержательном, сколько в финансовом аспекте. Он полагает, что политическая реклама должна вестись только за государственный счёт по неким квотам и нормативам. Иначе, размышляет эксперт, мы закладываем зависимость политических партий и политиков от тех, кто их финансирует. И они, оказавшись в представительных органах, будут исполнять волю не тех, кто их избрал, а тех, кто их «кормил». Эксперт считает крайне важным по возможности минимизировать такой фактор.
По мнению Владимира Исакова, равенство партий должно заключаться в возможности доступа к медианосителям. Именно такой доступ обеспечит конкуренцию идей, а не денежных мешков.
Несмотря на разногласия, участники дискуссии сошлись в том, что для такой тонкой материи, как политическая реклама, тяжело прописать подробные ограничения. Тем более что медийщики и юристы всегда смогут их обойти. Однако ввести политическую рекламу вне периодов избирательных кампаний в разумные правовые рамки эксперты сочли желательным и полезным. Другое дело, что торопиться с этим не следует. Ведь в наше время клипово-ассоциативного восприятия, смешения социальной и политической рекламы с побеждающим все иные носители интернетом сама понятийная база законодательства о политической рекламе должна быть детально обсуждена.
Видео с записью круглого стола можно посмотреть по ссылке.
Материал взят с сайта "Парламентская газета".
Исаков Владимир Борисович
Кафедра теории и истории права: Профессор