LONDON METROPOLITAN UNIVERSITY – СИЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА, ИНТЕРЕСНОЕ ОБЩЕНИЕ, НАСЫЩЕННЫЙ ДОСУГ
С 4 по 19 июля сего ода в Летней школе London Metropolitan University прошли двухнедельную стажировку 4 студента факультета права ГУ-ВШЭ - на момент прохождения практики учащиеся 4-го, 3-го, 2-го и 1–го курсов соответственно. Ребята обучались по программе «Международное предпринимательское право». О том, чем привлекла их именно эта программа, что интересного и познавательного они вынесли из этой поездки в Лондон, мы и расспросили студента-пятикурсника Сергея Неретина и студентку 4-го курса Анастасию Рубаненко.
– Чем привлекала Вас именно эта Летняя школа, ведь факультет права предлагал своим студентам несколько вариантов летних стажировок в университетах
различных стран мира?
А.Р. – Я выбрала именно эту Летнюю школу,
потому что мне была интересна ее тематика и курс, который читался в рамках этой
школы. К тому же, в международном предпринимательском праве огромную роль
играет общее право, поэтому большое значение имело то, что школа была именно в
Лондоне, а не где-нибудь еще.
С.Н. – Было как минимум несколько факторов, определивших мой выбор: желание улучшить знания английского языка, Лондон в качестве места проведения и название самой программы – International Business Law – выглядело очень солидно.
–
Насколько важной для Вас была финансовая поддержка факультета? Поехали бы Вы,
если в финансовой помощи было отказано?
А.Р. – Я не смогла бы поехать, если бы было
отказано в финансовой помощи, поэтому я очень благодарна факультету за то, что
у меня была возможность участвовать в этой Летней школе.
С.Н. – Финансовая поддержка для меня
очень важна. Здорово, что подобные программы поддержки студентов существует на
нашем факультете, потому что образовательные поездки являются отличным
подспорьем для профессионального развития и очень многое дают студентам.
Участвовал бы я в этой программе, если бы факультет не оказал финансовую
помощь? Могу сказать, что до поездки я бы ответил «нет, это слишком дорого» и
пр. Однако поучаствовав в этой программе и оценив предлагаемые возможности, я
могу точно сказать, что поездка и участие в Летней школе London Metropolitan стоят затраченных денег. Всем рассматривающим в качестве варианта
этот проект я очень рекомендую съездить и поучаствовать в нем. Более того, не
исключаю, что сам еще раз с удовольствием поучаствую в этой Летней школе.
– Какие дисциплины в рамках программы «Международное предпринимательское право» Вы прослушали?
А.Р. - – Курс включал в себя такие дисциплины, как международный коммерческий арбитраж, право международной торговли, морское право, мировая торговля и политика. Все дисциплины вели разные преподаватели.
– Что полезного Вы вынесли
для себя из образовательной части Вашей поездки?
А.Р. – Две недели, по-моему, очень короткий срок
для того, чтобы изучить какую-то область права. Поэтому знания, вынесенные мной
из этой поездки, нельзя назвать глубокими. Я получила общее представление об
английском праве (и, как мне кажется, стала понимать его логику), международном
коммерческом арбитраже, международной торговле и морском праве. Было интересно
посмотреть, как преподают в университете Лондона и услышать английскую речь, и
самой говорить, тем более на юридические темы.
С.Н. – Прежде всего мне удалось значительно улучшить свои знания английского. Кроме того, сами дисциплины были достаточно содержательны, и, несмотря на непродолжительность учебы в Летней школе и тот факт, что мною эти курсы были пройдены в процессе обучения у нас на факультете, в рамках каждой из дисциплин были получены достаточно серьезные знания. Даже для студентов 5-курса есть много интересных нюансов, а уж для ребят с младших курсов это поистине неоценимые знания и опыт!
– Отличается ли система и методика преподавания в London Metropolitan University от нашей российской, от методики преподавания в ГУ-ВШЭ?
А.Р. – Сложно сказать, потому что в London Metropolitan University я была на занятиях всего у четырех
преподавателей, а в ГУ-ВШЭ учусь уже
четвертый год, и многое зависит от преподавателя. Важно, на мой взгляд,
«понимать» право, а не просто зазубривать закон. Поэтому хорошо, когда на
лекциях не просто пересказывают положения закона, а объясняют, почему так, а не
иначе, и приводят примеры. В Лондоне все занятия были именно в таком стиле. На
нашем факультете тоже многие лекции и семинары строятся по такому же принципу.
В программу Летней школы были включены различные экскурсии, например, в
парламент и суды. Но и в ГУ-ВШЭ у студентов тоже есть такая возможность.
Например, недавно все желающие могли посетить бюро МОТ в Москве. Мне кажется,
что в методике преподавания много общего, хотя говорить с полной уверенностью
сложно, ведь мы не были обычными студентами, мы приезжали всего на 2 недели, и
по большому счету от нас ничего не требовалось.
С.Н. – По-моему, отличается. Хотя я сразу оговорюсь, что нет и не может быть какой-то особой российской или зарубежной методики преподавания, в конечном счете, все всегда зависит от человека, который преподает. Но все же, как мне показалось, иначе выстроены отношения педагог-ученики, между ними лучше налажен контакт и взаимодействие, что с моей точки зрения и является залогом успеха образовательного процесса. Каждый имеет возможность высказаться, делать ошибки, заблуждаться, не соглашаться и отстаивать свою точку зрения, более того, все это только поощряется преподавателями. Не все российские преподаватели, даже из представителей молодого поколения, готовы к подобному диалогу и к такому формату занятий.
– Каковы
были условия проживания?
А.Р. – Прекрасные! Мы жили в общежитии, по одному человеку в комнате.
С.Н.– Мы жили в кампусе университета Queen Mary, расположенном недалеко
от университета и центра города. Комнаты небольшие и без каких-либо излишеств, но все необходимое для жизни в них есть – мебель, холодильник и даже
выход в Интернет. Условия сопоставимы с недорогими европейскими отелями (2-3 звезды).
Завтрак же был на удивление разнообразен и позволял хорошо подкрепиться. Кроме
того, желающие остаться в Лондоне по окончании Летней школы на недельку-другую без проблем могут пожить в кампусе.
Причем стоимость проживания составляет порядка 200 фунтов в неделю, что, как мне кажется, совсем недорого.
– Что запомнилось в Лондоне больше всего, ведь эта Летняя школа расположена в центре британской столицы? Была ли продумана культурная программа?
А.Р. – Культурная программа была весьма
насыщенной. В первый же день нас провели по центру Лондона, а в выходные была автобусная
экскурсия по британской столице, во время которой мы осмотрели все основные
достопримечательности. Ездили мы и в Оксфорд. А еще катались на теплоходе по
Темзе и ходили в театр. Впечатлений – очень много,
и все они яркие, совершенно особые. Поэтому сложно выделить что-то одно. Больше
всего мне, пожалуй, запомнился мюзикл «Чикаго». Это ощущение праздника! Это
вообще мое ощущение от проведенных двух недель в Лондоне.
С.Н. – Да, была обширная культурная программа, которая предусматривала совместные посещения кинотеатров, клубов, театров, музеев. Мы посетили Парламент Великобритании, а также суды. Была экскурсия по строящимся олимпийским объектам. Каждый мог решать сам, как ему провести день – отправиться ли на групповую экскурсию или самостоятельно спланировать свой досуг.
– Удалось ли усовершенствовать свои языковые знания и завести знакомства со студентами из других стран?
А.Р. – Конечно,
удалось! Еще бы, если почти все время, кроме того, когда ты спишь, ты можешь
говорить на английском и слушать английскую речь. Студентов из других стран, к
моему удивлению, было не так много, большинство ребят было из Москвы, но были и
носители языка – студенты из США и Канады.
С.Н. – Да, конечно. Ведь в Летней
школе участвовали студенты из США, Канады, Голландии, Словакии и других стран. Учеба занимала не все наше время и была возможность пообщаться, завести знакомства и усовершенствовать знания
английского. Очень интересно было общаться со сверстниками из других стран, так
же как и ты, изучающими юриспруденцию.
– Чего было больше: науки,
учебы, досуга, неформального общения?
А.Р. – Занятия проходили каждый будний день с 10 до 17 часов, но
я не могу сказать, что учеба перекрывала собой все остальное. Было много
неформального общения, причем как с другими студентами, так и с
преподавателями, которые общались с нами и вне аудиторий на самые разные темы.
С.Н. – В рамках Летней школы, как и вообще в жизни, каждый сам может выбирать,
что ему нужнее, и тем самым решить то, каким образом и где проводить время и
чем заниматься. И, как мне кажется, в ходе Летней школы можно получить очень
многое и очень многое можно успеть –
это все то, что Вы перечислили: наука, досуг, неформальное общение. С одной
стороны, было бы странно приехать в Лондон летом на 2 недели, и все это время провести
на занятиях. Но, с другой стороны, не воспользоваться возможностями, которые
предлагает Летняя школа, и не улучшить свои языковые и правовые знания, а потратить
все время только на отдых – тоже не умно. Необходим баланс, а каким он должен
быть – каждый решает сам.
– Совпали ли Ваши ожидания от этой поездки с достигнутыми результатами?
А.Р. – Определенно
да. Я считаю, был достигнут баланс между изучением права, изучением языка и
свободным временем. Эта поездка принесла мне и пользу, и удовольствие.
С.Н. – Да, от участия в Летней школе остались самые приятные воспоминания. Очень интересное общение, насыщенный разноплановыми мероприятиями досуг, сильная образовательная программа. Поездка, определенно, удалась.
Интервью подготовила и провела Жукова Татьяна.