• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет права НИУ ВШЭ

LONDON METROPOLITAN UNIVERSITY – СИЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА, ИНТЕРЕСНОЕ ОБЩЕНИЕ, НАСЫЩЕННЫЙ ДОСУГ

Настоящим интервью со студентами факультета права ГУ-ВШЭ, посвященным пребыванию в Летней школе London Metropolitan University, наш портал открывает серию публикаций о летнем обучении студентов факультета права в университетах разных стран мира.

С 4 по 19 июля сего ода в Летней школе London Metropolitan University прошли двухнедельную стажировку 4 студента факультета права ГУ-ВШЭ - на момент прохождения практики учащиеся 4-го, 3-го, 2-го и 1–го курсов соответственно. Ребята обучались по программе «Международное предпринимательское право». О том, чем привлекла их именно эта программа, что интересного и познавательного они вынесли из этой поездки в Лондон, мы и расспросили студента-пятикурсника Сергея Неретина и студентку 4-го курса Анастасию Рубаненко.

Чем привлекала Вас именно эта Летняя школа, ведь факультет права предлагал своим студентам несколько вариантов летних стажировок в университетах различных стран мира?
А.Р. – Я выбрала именно эту Летнюю школу, потому что мне была интересна ее тематика и курс, который читался в рамках этой школы. К тому же, в международном предпринимательском праве огромную роль играет общее право, поэтому большое значение имело то, что школа была именно в Лондоне, а не где-нибудь еще.

С.Н. Было как минимум несколько факторов, определивших мой выбор: желание улучшить знания английского языка, Лондон в качестве места проведения и название самой программы International Business Law –  выглядело очень солидно.


 – Насколько важной для Вас была финансовая поддержка факультета? Поехали бы Вы, если в финансовой помощи было отказано?
А.Р. Я не смогла бы поехать, если бы было отказано в финансовой помощи, поэтому я очень благодарна факультету за то, что у меня была возможность участвовать в этой Летней школе.

С.Н. Финансовая поддержка для меня очень важна. Здорово, что подобные программы поддержки студентов существует на нашем факультете, потому что образовательные поездки являются отличным подспорьем для профессионального развития и очень многое дают студентам. Участвовал бы я в этой программе, если бы факультет не оказал финансовую помощь? Могу сказать, что до поездки я бы ответил «нет, это слишком дорого» и пр. Однако поучаствовав в этой программе и оценив предлагаемые возможности, я могу точно сказать, что поездка и участие в Летней школе London Metropolitan стоят затраченных денег. Всем рассматривающим в качестве варианта этот проект я очень рекомендую съездить и поучаствовать в нем. Более того, не исключаю, что сам еще раз с удовольствием поучаствую в этой Летней школе.

 Какие дисциплины в рамках программы «Международное предпринимательское право» Вы прослушали?

А.Р. - Курс включал в себя такие дисциплины, как международный коммерческий арбитраж, право международной торговли, морское право, мировая торговля и политика. Все дисциплины вели разные преподаватели.

 

 Что полезного Вы вынесли для себя из образовательной части Вашей поездки?
А.Р. – Две недели, по-моему, очень короткий срок для того, чтобы изучить какую-то область права. Поэтому знания, вынесенные мной из этой поездки, нельзя назвать глубокими. Я получила общее представление об английском праве (и, как мне кажется, стала понимать его логику), международном коммерческом арбитраже, международной торговле и морском праве. Было интересно посмотреть, как преподают в университете Лондона и услышать английскую речь, и самой говорить, тем более на юридические темы.

С.Н. Прежде всего мне удалось значительно улучшить свои знания английского. Кроме того, сами дисциплины были достаточно содержательны, и, несмотря на непродолжительность учебы в Летней школе и тот факт, что мною эти курсы были пройдены в процессе обучения у нас на факультете, в рамках каждой из дисциплин были получены достаточно серьезные знания. Даже для студентов 5-курса есть много интересных нюансов, а уж для ребят с младших курсов это поистине неоценимые знания и опыт!

 

Отличается ли система и методика преподавания в London Metropolitan University от нашей российской, от методики преподавания в ГУ-ВШЭ?
А.Р. Сложно сказать, потому что в London Metropolitan University я была на занятиях всего у четырех преподавателей, а в ГУ-ВШЭ  учусь уже четвертый год, и многое зависит от преподавателя. Важно, на мой взгляд, «понимать» право, а не просто зазубривать закон. Поэтому хорошо, когда на лекциях не просто пересказывают положения закона, а объясняют, почему так, а не иначе, и приводят примеры. В Лондоне все занятия были именно в таком стиле. На нашем факультете тоже многие лекции и семинары строятся по такому же принципу. В программу Летней школы были включены различные экскурсии, например, в парламент и суды. Но и в ГУ-ВШЭ у студентов тоже есть такая возможность. Например, недавно все желающие могли посетить бюро МОТ в Москве. Мне кажется, что в методике преподавания много общего, хотя говорить с полной уверенностью сложно, ведь мы не были обычными студентами, мы приезжали всего на 2 недели, и по большому счету от нас ничего не требовалось.

С.Н. По-моему, отличается. Хотя я сразу оговорюсь, что нет и не может быть какой-то особой российской или зарубежной методики преподавания, в конечном счете, все всегда зависит от человека, который преподает. Но все же, как мне показалось, иначе выстроены отношения педагог-ученики, между ними лучше налажен контакт и взаимодействие, что с моей точки зрения и является залогом успеха образовательного процесса. Каждый имеет возможность высказаться, делать ошибки, заблуждаться, не соглашаться и отстаивать свою точку зрения, более того, все это только поощряется преподавателями. Не все российские преподаватели, даже из представителей молодого поколения, готовы к подобному диалогу и к такому формату занятий.


 Каковы были условия проживания?

А.Р. – Прекрасные! Мы жили в общежитии, по одному человеку в комнате.

С.Н. Мы жили в кампусе университета Queen Mary, расположенном недалеко от университета и центра города. Комнаты небольшие и без каких-либо излишеств, но все необходимое для жизни в них есть – мебель, холодильник и даже выход в Интернет. Условия сопоставимы с недорогими европейскими отелями (2-3 звезды). Завтрак же был на удивление разнообразен и позволял хорошо подкрепиться. Кроме того, желающие остаться в Лондоне по окончании Летней школы на недельку-другую без проблем могут пожить в кампусе. Причем стоимость проживания составляет порядка 200 фунтов в неделю, что, как мне кажется, совсем недорого.

 Что запомнилось в Лондоне больше всего, ведь эта Летняя школа расположена в центре британской столицы? Была ли продумана культурная программа?
А.Р. – Культурная программа была весьма насыщенной. В первый же день нас провели по центру Лондона, а в выходные была автобусная экскурсия по британской столице, во время которой мы осмотрели все основные достопримечательности. Ездили мы и в Оксфорд. А еще катались на теплоходе по Темзе и ходили в театр. Впечатлений – очень много, и все они яркие, совершенно особые. Поэтому сложно выделить что-то одно. Больше всего мне, пожалуй, запомнился мюзикл «Чикаго». Это ощущение праздника! Это вообще мое ощущение от проведенных двух недель в Лондоне.

С.Н. Да, была обширная культурная программа, которая предусматривала совместные посещения кинотеатров, клубов, театров, музеев. Мы посетили Парламент Великобритании, а также суды. Была экскурсия по строящимся олимпийским объектам. Каждый мог решать сам, как ему провести день отправиться ли на групповую экскурсию или самостоятельно спланировать свой досуг.

  Удалось ли усовершенствовать свои языковые знания и завести знакомства со студентами из других стран?
А.Р. Конечно, удалось! Еще бы, если почти все время, кроме того, когда ты спишь, ты можешь говорить на английском и слушать английскую речь. Студентов из других стран, к моему удивлению, было не так много, большинство ребят было из Москвы, но были и носители языка – студенты из США и Канады.

С.Н. Да, конечно. Ведь в Летней школе участвовали студенты из США, Канады, Голландии, Словакии и других стран. Учеба занимала не все наше время и была возможность пообщаться, завести знакомства и усовершенствовать знания английского. Очень интересно было общаться со сверстниками из других стран, так же как и ты, изучающими юриспруденцию.

  Чего было больше: науки, учебы, досуга, неформального общения?
А.Р. – Занятия проходили каждый будний день с 10 до 17 часов, но я не могу сказать, что учеба перекрывала собой все остальное. Было много неформального общения, причем как с другими студентами, так и с преподавателями, которые общались с нами и вне аудиторий на самые разные темы.

С.Н. В рамках Летней школы, как и вообще в жизни, каждый сам может выбирать, что ему нужнее, и тем самым решить то, каким образом и где проводить время и чем заниматься. И, как мне кажется, в ходе Летней школы можно получить очень многое и очень многое можно успеть это все то, что Вы перечислили: наука, досуг, неформальное общение. С одной стороны, было бы странно приехать в Лондон летом на 2 недели, и все это время провести на занятиях. Но, с другой стороны, не воспользоваться возможностями, которые предлагает Летняя школа, и не улучшить свои языковые и правовые знания, а потратить все время только на отдых – тоже не умно. Необходим баланс, а каким он должен быть каждый решает сам.

 Совпали ли Ваши ожидания от этой поездки с достигнутыми результатами?
А.Р. Определенно да. Я считаю, был достигнут баланс между изучением права, изучением языка и свободным временем. Эта поездка принесла мне и пользу, и удовольствие.

С.Н. Да, от участия в Летней школе остались самые приятные воспоминания. Очень интересное общение, насыщенный разноплановыми мероприятиями досуг, сильная образовательная программа. Поездка, определенно, удалась.

Интервью подготовила и провела Жукова Татьяна.