• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет права НИУ ВШЭ

Семён Янкевич: Законопроект напрямую затрагивает образовательные отношения

Заместитель декана факультета права НИУ ВШЭ принял участие в круглом столе «Эпоха контроля просвещения: новшества в законе об образовании».

Семён Янкевич: Законопроект напрямую затрагивает образовательные отношения

© МИЦ Известия

30 марта в пресс-центре МИЦ «Известия» прошел круглый стол на тему «Эпоха контроля просвещения: новшества в законе об образовании».

Семён Янкевич, заместитель декана факультета права по учебной работе и заведующий лабораторией образовательного права Института образования НИУ ВШЭ, выступил одним из экспертов круглого стола и высказал свое мнение о принимаемом законопроекте. 

«Мы находимся в некоторой иллюзии, говоря о том, что этот закон исключительно о просветительской деятельности. Этот документ напрямую затрагивает образовательные отношения. Поскольку норма о необходимости согласования международных договоров касается не просветительской деятельности, она касается договоров о реализации основных образовательных программ», — считает он. 

По мнению эксперта, нововведения в закон об образовании существенно усложнят международное сотрудничество вузов. «Стажировка преподавателей, стажировка студентов в зарубежном университете, совместные исследования – все это не про просветительскую деятельность. Это создает риски для международной кооперации», — резюмировал он. 

В ходе дискуссии были озвучены разные позиции в отношении проводимой реформы. Степан Львов, директор по стратегическому развитию ВЦИОМа расказал о данных опроса граждан России о науке и влиянии Интернета на научную и просветительскую деятельность. Примечательно, что для молодых людей основным источником информации о науке является интернет. Среди популярных — социальные сети, площадки с видео-контентом, сайты учебных заведений и поисковые системы. 

Алексей Хохлов, академик РАН и заведующий кафедрой физики полимеров и кристаллов физического факультета МГУ, отметил, что такие поправки нужно вносить не в закон об образовании, а регулировать просветительскую деятельность отдельным законом. «Просветительство основано на научном знании, и его нужно развивать. А закон носит ограничительный характер. К сожалению, в нем говорится, что делать нельзя, а не то, как нужно поддерживать науку», — поделился он.

По мнению Сергея Волобуева, инициатора общественно-просветительского проекта «Гражданский экзамен» (онлайн), задача людей, занимающихся просветительской деятельностью и научной работой, заключается в том, чтобы выработать некие формулы общественного договора. «Это взаимоотношения между сообществом и государством, которые будут соответствовать вызовам времени и задачам развития нашего общества», — разъяснил он. 

Витта Владимирова, заместитель начальника управления инноваций, стратегии и коммуникаций МАИ, высказала опасения в отношении развития науки после принятия законопроекта. «Основной риск для любого потенциального просветителя – неопределённость, которая хуже жестких запретов. Если говорить о влиянии законопроекта на просветительскую деятельность, с моей точки зрения, то это парализует активность. Ты не можешь знать требования, которым должен соответствовать, ты не можешь прогнозировать ответственность, которая может наступить», — пояснила она. 

Тоже в обсуждении принял участие Григорий Тарасевич, публицист и популяризатор науки, который объяснил, как профессиональное сообщество относится к принимаемому законопроекту.