• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет права НИУ ВШЭ

Семён Янкевич: Понятие «просветительская деятельность» в этом законе сформулировано крайне широко

Закон и его последствия для образовательной среды заместитель декана факультета права обсудил в новом выпуске «NIKOLAEV Podcast»

Семён Янкевич: Понятие «просветительская деятельность» в этом законе сформулировано крайне широко

© NIKOLAEV Podcast

Заместитель декана факультета права, директор лаборатории образовательного права Института образования Высшей школы экономики Семён Янкевич стал гостем проекта «NIKOLAEV Podcast» и обсудил вместе с ведущим принятый закон о просветительской деятельности, который уже подвергся сильной критике со стороны профессионального сообщества. 

Совместно с Семёном Васильевичем участие в программе принял биоинформатик, член Европейской Академии, профессор, вице-президент по биомедицинским исследованиям Сколковского института науки и технологий Михаил Гельфанд. Он объяснил, почему считает поправки в закон об образовании неуместными, и в чем же различия между образованием и просвещением. «Образование — это то, что делает с каждым человеком государство, с целью того чтобы он стал полноценным гражданином, и эта деятельность регламентируется самим государством», — разъяснил он. И, по его мнению, просвещение — это отдельная сфера, когда людям рассказывают что-то дополнительное про устройство мира, и происходит это на добровольной основе как со стороны, кто просвещает, так и того, кто получает знания. 

Семён Васильевич акцентировал внимание на том, какие последствия повлечет закон для образовательных организаций. «Во-первых, это норма согласования договоров с зарубежными организациями. Нужно будет включать все: о прохождении стажировки, направлении на повышении квалификации научного сотрудника и даже о совместной реализации образовательных программ. И это совершенно не относится к просветительской деятельности», — объяснил он.

Делясь личным опытом, заместитель декана рассказал, что договоры о программах двойного диплома конструируются при личной встрече, и фактически после переговоров его уже можно вносить на утверждение: «А теперь возникает вопрос: как долго министерство будет проверять такой документ и будем ли мы укладываться в сроки запуска программ?»

По его мнению, существует еще несколько проблем в законе, главная из которых – максимально широкая трактовка понятия «просветительская деятельность». Также много вопросов вызывают и компетенции лиц, которые будут осуществлять научно-методическое сопровождение деятельности образовательных организаций после вступления закона в силу.