Таргетированную рекламу могут запретить?
Как считают эксперты, в условиях тренда на расширение прав пользователей на их персональные данные и повышение интереса регуляторов к работе IT-гигантов документ может привлечь внимание законодателей из других стран.
Директор Института права и развития ВШЭ — Сколково Алексей Иванов разъяснил в материале Интерфакс, как законопроект может повлиять на работу цифровых платформ в России и в мире. «Таргетинг — это заточка рекламного послания скорее под социальную группу, чем отдельного человека. Но неровен час, что каждый из нас может стать героем фильма "Шоу Трумана", и живя своей обычной жизнью, не будет замечать, что каждый шаг прослеживается, учитывается и используется для предложения тех или иных товаров или услуг», — пояснил он. Сейчас все цифровые сервисы – от агрегаторов такси до интернет-магазинов – стараются использовать таргетинг. В итоге, мы получаем, что потребитель оказывается в плотном информационном пузыре, где каждый его шаг записывается и просчитывается.
Законопроект Кори Букера и его коллег из Конгресса США выглядит логичных в связи с последними событиями и в США, и в мире. За последние два года в штатах были запущены несколько масштабных антимонопольных расследований против цифровых платформ, часть из которых прямо вытекают из растущей власти IT-гигантов и опасений в их способности манипулировать потребительским поведением. Например, публикация «Архива Facebook*» (внутренних документов компании, обнародованных бывшей сотрудницей компании Фрэнсис Хауген) и скандальное дело Cambridge Analytica (компанию обвиняют в использовании личных данных 50 млн пользователей Facebook* для влияния на исход президентских выборов в США в 2016 году). Он считает, что данные события сделали крайне актуальной проблему сбора потребительских данных и их использования для тартегированной рекламы.
По мнению Алексея Юрьевича, в России эти проблемы пока не приобрели того же накала, что в ведущих экономиках (США или Китай). «Регулирование рекламы практически не учитывает сдвиги в цифровой экономике — ни нативная, ни таргетированная реклама не получили адекватного отражения в российском законодательстве», — объяснил он. Возможно, что регулирование усложняет само понятие таргетинга. В законе о рекламе сказано, что реклама — информация, адресованная неопределенному кругу лиц. И получается, что если послание направлено конкретному человеку, то это уже не вполне реклама, а скорее индивидуальное предложение. По словам эксперта, пока таргетинг — это нечто среднее между личным посланием и информацией, адресованной некоей группе.
Алексей Юрьевич считает, что подвижки в России начнут происходить с опозданием: после того, как ключевые юрисдикции примут документы в этой сфере и сформируется более четкая правоприменительная практика. Но законодательные изменения в РФ неизбежны.
Подробнее: Интерфакс
*Запрещённая в России соцсеть