• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Факультет права НИУ ВШЭ

Вадим Виноградов: «Метавселенная» – перспективная область правового регулирования

Вадим Виноградов: «Метавселенная» – перспективная область правового регулирования

Sven Hoppe/Global Look Press

Декан факультета права НИУ ВШЭ Вадим Виноградов рассказал в авторской колонке для Газеты.ru, почему «метавселенная»* — новый предмет правового регулирования.

Метавселенная* — это среда виртуальной реальности (VR), в которой пользователи, выглядящие как живые аватары, могут взаимодействовать в трехмерных пространствах, имитирующих реальный мир. Марк Цукерберг уверен, что метавселенная* в конечном итоге затмит существующие платформы социальных сетей, что он изменил название своей компании с Facebook* на Meta Platforms* и только в этом году потратит 10 миллиардов долларов на разработку VR-гарнитур, программного обеспечения и контентного наполнения новой виртуальной среды.

Как Meta* и другие технологические компании будут реагировать на такие инциденты, когда миллионы людей одновременно соберутся и будут взаимодействовать в потенциально бесконечном множестве сценариев метавселенной*?

Комбинация автоматизированных систем модерации контента и проверки человеком, используемая существующими платформами для проверки текста и изображений, почти наверняка не справится с этой задачей. Уже в этой точке отчетливо появляется необходимость правового регулирования.

Зарубежные соцсети, как показывает практика, не всегда могут в достаточной мере саморегулировать существующие двумерные итерации своих площадок, и законодатели уже предложили десятки законопроектов, чтобы принудить ИТ-гигантов вкладываться больше в защиту пользователей.

Огромный масштаб таких платформ, как Facebook*, Instagram*, YouTube и TikTok — неисчислимые миллиарды сообщений от миллиардов пользователей — означает, что какой-то нежелательный контент будет распространяться, независимо от того, какие меры безопасности будут приняты. Но в силах правительственного регулирования сделать так, чтобы компании кратно увеличили бюджет и усовершенствовали системы по оперативному выявлению, оценке и ограничению деструктивных материалов.

Требуется наращивать регулирующий потенциал уже сейчас, пока метавселенная* еще не набрала полную силу и не стала миром преступлений без наказания. Meta* и другие компании уже сейчас должны публично объяснить, как они будут обнаруживать и реагировать на то, что в виртуальной реальности сторонники радикальных мнений обмениваются ненавистнической риторикой или организовывают опасные акции.

Пока что Meta* полагается в первую очередь на самих пользователей, предлагая им пользоваться доступным функционалом для обеспечения собственной защиты, сообщать о нарушениях или блокировать агрессоров. Но по мере того, как компания вкладывает все больше и больше ресурсов в создание виртуальной реальности, способной увлечь массы, она будет по-прежнему сталкиваться с вопросами о том, как обеспечить безопасность этой платформы для все большего числа пользователей. И для регуляторов здесь главное заранее продумывать стратегию поведения, а не справляться потом с негативными последствиями для безопасности пользователей.

Полная версия материала доступна по ссылке.
 
* Организация Meta (владелец соцсетей Facebook и Instagram) признана экстремистской и запрещена на территории РФ.