• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Факультет права НИУ ВШЭ

Михаил Журавлев о способах удаления персональных данных из Сети

Михаил Журавлев о способах удаления персональных данных из Сети

© Pixabay

Преподаватель департамента права цифровых технологий и биоправа факультета права НИУ ВШЭ Михаил Журавлев рассказал «Известиям», как грамотно действовать при «утечке» персональных данных. 

Эксперт пояснил, что любая публикация персональных данных граждан без их согласия или законного основания является правонарушением. Одним из способ защиты своих прав он назвал обращение к владельцам сайта: «Если у авторов контента не было злого умысла — это действительно может помочь. Вы можете ссылаться на Федеральный закон «О персональных данных, а ответственность за такие действия предусмотрена ст. 13.11 КоАП РФ».

Помимо обращения к владельцам ресурса можно связаться и с операторами поисковых систем. Согласно ст. 10.3 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», они обязаны удалять ссылки на сайты со сведениями о гражданах, распространяемыми с нарушением закона. «Даже если пользователь дал согласие на обработку персональных данных, при необходимости он может отозвать его на основании ч. 2 ст. 9 и ч.5 ст. 21 Закона о персональных данных», — добавил Михаил Сергеевич.

При невозможности самостоятельного решения вопроса пользователь может обратиться в Роскомнадзор. Также можно направить жалобу в прокуратуру и запросить проверку по факту нарушения законодательства.

«Если ваши данные попалив свободный доступ, то в ближайшее время месяцев вы можете оказаться под прицелом мошенников различного толка. Относитесь более критично к телефонным звонкам и сообщениям», — посоветовал он.

К сожалению, информация об утечке данных пользователей приложений и сайтов появляется все чаще. Так, 1 марта компания «Яндекс» сообщила, что служба информационной безопасности «Яндекс.Еды» выявила утечку информации. База охватывает всю территорию РФ и некоторые другие страны, среди которых Белоруссия и Казахстан. В сети были опубликованы телефоны клиентов, состав и время доставки заказов. Роскомнадзор выписал «Яндекс.Еде» административный протокол и заблокировал сайт со «слитыми» данными, а представители сервиса сообщили о том, что позволят клиентам удалять накопленную о себе информацию.