• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет права НИУ ВШЭ

Михаил Журавлев о способах удаления персональных данных из Сети

Преподаватель департамента права цифровых технологий и биоправа факультета права НИУ ВШЭ  Михаил Журавлев  рассказал «Известиям», как грамотно действовать при «утечке» персональных данных. 

Михаил Журавлев о способах удаления персональных данных из Сети

© Pixabay

Эксперт пояснил, что любая публикация персональных данных граждан без их согласия или законного основания является правонарушением. Одним из способ защиты своих прав он назвал обращение к владельцам сайта: «Если у авторов контента не было злого умысла — это действительно может помочь. Вы можете ссылаться на Федеральный закон «О персональных данных, а ответственность за такие действия предусмотрена ст. 13.11 КоАП РФ».

Помимо обращения к владельцам ресурса можно связаться и с операторами поисковых систем. Согласно ст. 10.3 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», они обязаны удалять ссылки на сайты со сведениями о гражданах, распространяемыми с нарушением закона. «Даже если пользователь дал согласие на обработку персональных данных, при необходимости он может отозвать его на основании ч. 2 ст. 9 и ч.5 ст. 21 Закона о персональных данных», — добавил Михаил Сергеевич.

При невозможности самостоятельного решения вопроса пользователь может обратиться в Роскомнадзор. Также можно направить жалобу в прокуратуру и запросить проверку по факту нарушения законодательства.

«Если ваши данные попалив свободный доступ, то в ближайшее время месяцев вы можете оказаться под прицелом мошенников различного толка. Относитесь более критично к телефонным звонкам и сообщениям», — посоветовал он.

К сожалению, информация об утечке данных пользователей приложений и сайтов появляется все чаще. Так, 1 марта компания «Яндекс» сообщила, что служба информационной безопасности «Яндекс.Еды» выявила утечку информации. База охватывает всю территорию РФ и некоторые другие страны, среди которых Белоруссия и Казахстан. В сети были опубликованы телефоны клиентов, состав и время доставки заказов. Роскомнадзор выписал «Яндекс.Еде» административный протокол и заблокировал сайт со «слитыми» данными, а представители сервиса сообщили о том, что позволят клиентам удалять накопленную о себе информацию.