Вадим Виноградов: дипфейку нужна маркировка
Вадим Александрович отметил, что после смерти человека его изображение можно использоваться только с согласия детей и супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей. «В Гражданском кодексе РФ предусмотрен ряд исключений, но они не являются релевантными для использования изображения с помощью технологии дипфейк», — объяснил он.
Более того, Вадим Александрович подчеркнул, что использование технологии дипфейк с лицом умершего актёра имеет не только моральный, но и материальный аспект. «По тому же Гражданскому кодексу, автором произведения может быть только человек, творческим трудом которого создан результат интеллектуальной деятельности. И тогда появляется вопрос — кому принадлежат авторские права на дипфейк», — резюмировал он.
Ранее Вадим Александрович направил главе Минцифры Максуту Шадаеву предложения об обязательной маркировке систем искусственного интеллекта, чтобы информировать граждан о том, что они общаются не с реальным человеком, а с электронной системой. Маркировка сделает системы искусственного интеллекта прозрачными и понятными для общества. Ее можно внедрять с помощью дисклеймера, в том числе и при показе кинофильмов с использованием технологии дипфейк, чтобы не вводить зрителей в заблуждение относительно того или иного актера.