Вера Русинова: Израиль не может нести международную ответственность за действия компании, зарегистрированной на своей территории
Вера Русинова, руководитель департамента международного права факультета права НИУ ВШЭ, прокомментировала агентству «РИА Новости» ситуацию с программой Pegasus израильской NSO Group. Ранее были опубликованы результаты расследования, согласно которым данное программное обеспечение использовалось спецслужбами не только для отслеживания преступников и террористов, но и применялось для слежки за политиками, бизнесменами, журналистами и активистами по всему миру.
Как рассказала Вера Николаевна, Израиль не может нести ответственность за действия зарегистрированной в стране компании. «Ключевую роль играет вопрос о вменении возможных нарушений международного права этому государству. За действия компаний государства не отвечают, если только не будет доказан факт осуществления "эффективного контроля" или делегирования государственных функций», — объяснила она.
По ее словам, международным правом в области прав человека налагаются ограничения на слежку за гражданами, однако шпионаж как таковой в международном праве не запрещен. «Ограничения на слежку за гражданами, однако, налагаются международным правом в области прав человека и, прежде всего, связаны с правом на уважение частной и семейной жизни и защитой профессиональной тайны. На данный момент подход к толкованию этих положений получил отражение только в решениях европейских судов», — добавила она.
Профессор объяснила, почему гарантии ЕСПЧ и Суд Европейского союза о данных, полученных в рамках как индивидуальной, так и массовой слежки, не распространяются на Израиль. Речь идет об решении Большой палаты ЕСПЧ по делу «Big Brother Watch против Великобритании», в рамках которого была сформулирована подробнейшая "дорожная карта" по применению различных гарантий, призванных защитить граждан от возможных злоупотреблений. «На универсальном уровне подобных решений не принято, только в отношении государств-членов Европейского союза или Совета Европы. Поэтому Израиль или Марокко не связаны правовыми позициями, высказанными этими судами», — пояснила она.
Как отметила Вера Николаевна, разъяснений о том, подпадает ли осуществляемая иностранными государствами слежка под действие соответствующих международных договоров по правам человека по территориальному критерию, не существует. «В отношении Марокко юридически возникает проблема доказывания: информация, которая стала доступна СМИ, не обязательно будет иметь доказательственную силу, отвечая всем необходимым требованиям», — резюмировала она.