Вадим Виноградов: «Закон “о приземлении” – эффективный способ наладить диалог между IT-гигантами, регуляторами и гражданами»
26 августа в Общественной палате РФ состоялся круглый стол на тему «Как изменится российский цифровой рынок благодаря закону “о приземлении”». В рамках заседания члены ОП РФ, представители Государственной Думы и отраслевые эксперты обсудили актуальность правовой инициативы по «приземлению» зарубежных IT-компаний в российской юрисдикции и потенциальный эффект от ее применения.
Организаторами мероприятия стали рабочая группа ОП РФ по законодательству в сфере интернет-технологий и цифровизации и Комиссия ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций. Модератором заседания выступил руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по законодательству в сфере интернет-технологий и цифровизации, декан факультета права НИУ ВШЭ Вадим Виноградов.
Открывая заседание, Вадим Александрович подчеркнул, что «приземление» IT-гигантов в национальные юрисдикции – общемировой тренд. К подобной практике уже прибегли законодатели ряда государств Евросоюза, Канады, Австралии и Турции. Очевидно, что эта мера сегодня актуальна и для нашей страны.
«Россия все чаще сталкивается с тем, что иностранные площадки не соблюдают законы нашей страны, игнорируют выписанные штрафы, безосновательно блокируют российских пользователей и СМИ и недостаточно контролируют распространение запрещенного контента. Создание в России официальных представительств зарубежных технологических компаний — один из важнейших шагов решения этой проблемы», — отметил он.
Председатель комитета Государственной Думы РФ по информационной политике Александр Хинштейн напомнил, что до принятия закона о «приземлении» был принят еще один закон, призванный наладить качественное взаимодействие с IT-гигантами — так называемый закон о противодействии интернет-цензуре, который наделяет государство рядом полномочий для защиты прав и свобод граждан, журналистов и общественных организаций.
«Задача у обоих законов одна: выстроить прямой, основанный на взаимном уважении диалог с IT-гигантами с целью неукоснительного соблюдения российского законодательства и защиты прав, свобод и интересов российских пользователей. Новый закон очень прост и доступен для понимания: он обязует IT-гигантов открыть на территории России представительства или филиалы, открыть личный кабинет на сайте Роскомнадзора и разместить на своем ресурсе форму обратной связи с российскими пользователями и организациями», — сказал он.
Борис Едидин, заместитель генерального директора АНО «Институт развития интернета» по правовым вопросам, обратил внимание на несомненный плюс нового закона – уравнивание в правах иностранных и отечественных IT-компаний.
«Российские компании испытывают определенный дискомфорт, связанный с тем, что целый ряд пунктов российского законодательства не распространяется на иностранных субъектов, которые занимают существенную долю российского рынка. Необходимо выравнивание налоговых и экономических условий ведения деятельности, установление разрешительного режима и равной ответственности. Закон — это первый шаг к этому», — отметил он.
Руководитель группы практики антимонопольного регулирования ART DE LEX Law Firm Сергей Казарян сказал, что требования, о которых говорится в законе, обеспечат коммуникацию любой компании с IT-гигантом, в частности правовую.
«Вторая функция закона — обеспечить возможность оперативного исполнения государственных и судебных предписаний и решений. С точки зрения возможности быстро разрешать конфликты и обеспечивать юридическое взаимодействие, необходимо обеспечить возможность перенесения судебных разбирательств под российскую юрисдикцию, поэтому этот закон очень важен», — подчеркнул спикер.
Татьяна Курбатова, старший аналитик Центра компетенций по глобальной IT-кооперации, отметила, что причина глобального тренда на «приземление» заключается в проникновении цифровых платформ на национальные рынки и искажениях в системе антимонопольного законодательства и налогообложения.
«Общие проблемы для всех юрисдикций — несовершенство антимонопольного законодательства, систем налогообложения, отсутствие эффективного механизма взаимодействия между цифровыми платформами и государством и так далее. Странам необходимо обеспечить цифровой суверенитет, развитие и защиту национальных рынков, технологическую независимость и механизм взаимодействия», — подчеркнула она.
Валентин Смоляков, исполнительный директор Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), отметил, что риск ухода иностранных IT-гигантов с российского рынка в связи с принятием закона невелик: в 2020 году рынок интернет-рекламы в России показал положительную динамику. Сейчас его суммарный объем превышает 250 миллиардов рублей — четверть всего коммуникационно-рекламного рынка.
«От таких больших денег мало кто откажется. Кроме того, рынок рекламы в Интернете получил несколько инициатив, которые связаны и с социальной рекламой, и с единым измерителем. И для того, чтобы мы могли их качественно внедрять в работу рынка, требуется участие всех игроков, включая зарубежных IT-гигантов», — сказал он.
В завершении мероприятия Вадим Виноградов отметил, что создание в России официальных представительств иностранных IT-компаний поспособствует развитию эффективных механизмов защиты цифровых прав граждан, сформулирует единые прозрачные «правила игры», уравняет в правах российских и зарубежных участников рынка и поможет организовать взаимодействие с теми, кто хочет честно работать в нашей стране.