• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет права НИУ ВШЭ

Какие шаги можно предпринять для защиты пользователей от кибермошенников?

Какие шаги можно предпринять для защиты пользователей от кибермошенников?

© ОП РФ

Декан факультета права и руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по законодательству в сфере интернет-технологий и цифровизации Вадим Виноградов принял  участие в круглом столе «Защита персональных данных в интернете и быстрая реакция на мошенничество в Сети — залог спокойствия граждан».

Вадим Александрович выступил модератором и рассказал, что в 2021 году в IT-сфере совершено на треть преступлений больше, чем год назад за тот же период. Также количество преступлений с использованием интернета выросло более чем на 50%, а с мобильными устройствами — примерно на 31%. 

«Если полностью эту проблему искоренить нереально на данном этапе развития информационных технологий, то необходимо задуматься над механизмами борьбы с подобными явлениями, особенно с утечками персональных данных россиян», — пояснил он.

Согласно статистике примерно 60% актов онлайн-мошенничества совершается в социальных сетях, около 23% — через фейковые сайты, около 6% — через мобильные приложения. На мошенничество приходится 73% всех преступлений в IT-сфере: 56% — скам (обман с добровольным платежом и раскрытием данных, – прим.), 17% — это фишинг.

«Мы должны понимать, что сами пользователи не обладают большими возможностями по защите своих цифровых прав. В случае если персональные данные были похищены, в том числе по халатности онлайн-платформ, то подавляющее большинство судебных исков оказываются неудачными для граждан», — добавил эксперт. Одной из причин, почему россияне не могут отстаивать свои законные интересы и права, Вадим Александрович назвал отсутствие прямого диалога с официальными офисами интернет-компаний. «На этом круглом столе мы с вами сможем обсудить, какие шаги можно предпринять для защиты пользователей от кибермошенников», — резюмировал он .

Также в дискуссии приняла участие президент ГК InfoWatch Наталья Касперская. Она представила статистику роста мошенничества в России в 2019–2020 годах. Так количество электронных операций без согласия клиента выросло на 34 процента — до 773 008. В 2020 году было выявлено 2722 утечки. Крупнейшими стали сливы баз данных москвичей, переболевших коронавирусом, клиентов «РЖД Бонус», портала SuperJob.ru, школы английского языка Skyeng, заемщиков МФО и сервиса «Премиум бонус».

Одним из спикеров выступила Екатерина Ефимова, начальник отдела организации контрольно-надзорной деятельности управления по защите субъектов прав персональных данных Роскомнадзора. В своем выступлении она рассказала о работе регулятора с иностранными платформами: «Сейчас сохраняется проблема локализации баз данных россиян на территории России. Остаются компании, которые до сих пор не могут этого обеспечить».

Член Комиссии ОП РФ, директор ассоциации участников рынка интернет-индустрии «Лига безопасного интернета» Екатерина Мизулина. Она рассказала о видах мошенничества, с которыми чаще всего сталкивается лига: «За 2021 год мы получили порядка 11 тысяч обращений по разным случая, связанным с мошенничеством. Это разные обращения: продажа поддельных документов, товаров ненадлежащего качества, фишинговые ресурсы, кража персональных данных»

Екатерина Михайловна отметила, что тема коронавируса стала плодотворной для мошенников. «Это очень острая проблема. Одно сообщество блокируется — создается пять новых. Важно заниматься не блокировкой ресурсов, а выявлением создателей мошеннических схем. Мы просим законодателей подумать над тем, как защитить граждан, какие механизмы создать, чтобы люди могли пожаловаться и им оказали помощь», — заявила она.

Директор Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Рустам Сагдатулин заявил, что в первую очередь нужно говорить о том, чтобы сами пользователи проявляли ответственность и не игнорировали случаи мошеннических операций на площадках или в аккаунтах. «Соцсети постоянно используют обучающиеся алгоритмы и необходимо жаловаться, для того чтобы впоследствии данная деятельность могла быть заблокирована автоматически», — пояснил он. 

И в завершении круглого стола с докладом выступил Вадим Зыков, директор Ассоциации профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров, сообщил, что наиболее уязвимые категории граждан — дети и старшее поколение. Самыми популярными видами мошенничества, жертвами которого они становятся, являются азартные игры на деньги, псевдоинвестиции, сетевой маркетинг, псевдокоунчинг.

Подробнее: Общественная палата РФ