В Государственной Думе обсудили параметры национальной стратегии развития системы российского высшего образования
В заседании приняли участие Председатель Комитета Сергей Кабышев, президент Южного федерального университета Марина Боровская, депутат Государственной Думы Олег Смолин, декан факультета права НИУ ВШЭ Вадим Виноградов и другие эксперты.
Вадим Александрович проанализировал роль и место отечественной системы высшего образования в Европейском образовательном пространстве.
Вадим Виноградов обратил внимание на то, что Болонская декларация не является международным договором и, как следствие, международным обязательством Российской Федерации. «Болонский процесс — это серия встреч на уровне министерств, результатом которых стал ряд совместных заявлений, коммюнике и договоренностей, направленных на обеспечение сопоставимости стандартов и качества квалификаций высшего образования, а дальнейшая реализация принципов Болонской системы в России стала предметом собственной государственной политики и регулирования в сфере высшего образования», – отметил он.
Это подтверждает законодательство и практика российских университетов до 2003 года, когда Россия присоединилась к Болонскому процессу. Так, уже в Законе Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 1996 года была предусмотрена многоуровневая система высшего образования, а, например, в МГИМО почти за десять лет до начала Болонских преобразований, в 1994 году, были введены уровни образования «бакалавр» и «магистр».
По мнению эксперта, отечественная система бакалавриата и магистратуры нуждается в аккуратной донастройке.
Во-первых, специалитет может быть предусмотрен для подготовки по специальностям, которые относятся к профессиям публичного доверия — врачи, юристы, учителя. Так в своё время поступили Бельгия, Германия, Франция, Польша, Чехия, фактически отказавшись от Болонской системы по ряду направлений подготовки.
Во-вторых, могут быть установлены требования к сопоставимости направлений подготовки и профилей бакалавриата и магистратуры, что позволит в будущем избежать подготовки специалистов уровня магистров с не сформированными профессиональными компетенциями. «Например, выпускник бакалавриата по философии имел бы возможность поступить в магистратуру по праву, но учиться два года, как сейчас. При этом выпускникам юридического бакалавриата имеет смысл сократить срок обучения в магистратуре до одного года. Такие решения также могут быть приняты и в отношении иных направлений подготовки», – резюмировал Вадим Виноградов.