Как и зачем зарубежные IT-компании следят за нами?
27 января в Общественной палате Российской Федерации прошел круглый стол «Под колпаком»: как и зачем зарубежные ИТ-компании следят за нами». В рамках заседания эксперты обсудили, зачем зарубежные компании собирают пользовательские данные, какую роль в этом играют рекламные алгоритмы, какие регуляторные меры уже приняты, а какие еще предстоит выработать.
Открывая заседание, декан факультета права, руководитель рабочей группы ОП РФ по законодательству в сфере интернет-технологий и цифровизации Вадим Виноградов отметил: «Сегодня практически любые ИТ-компании собирают о нас те или иные данные. Изначальная идея состояла в том, что граждане могут пользоваться услугами бесплатно в обмен на показ рекламы. Примеры всем известны: это Google, YouTube, которые продолжают сохранять определенную долю российской аудитории. Эта бизнес-модель вроде бы понятна на первый взгляд, но огромный массив собранных данных уже давно не используется исключительно в рекламных целях».
Вадим Александрович уточнил, что под терминами «персонализированная реклама» и «рекомендательные алгоритмы» скрыт сбор информации о пользователе, которая во многих случаях позволяет не только однозначно его идентифицировать, но и многое о нем узнать, вплоть до привычек. Много вопросов, по его словам, вызывают и сами механизмы рекомендаций: сегодня они непрозрачны и непубличны, а это, по сути, оставляет ИТ-гигантам пространство не только для манипуляции, но и для слежки за пользователями.
«Западные ИТ-гиганты без проблем анализируют поведение пользователей в Сети, чтобы создать его цифровой портрет», — констатировал председатель Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, заместитель гендиректора, руководитель регионального департамента ВГТРК Рифат Сабитов. Он считает, что на основе собранных данных рекомендательные алгоритмы начинают оказывать влияние на пользователя, в частности втягивают его в противоправные и деструктивные сообщества в соцсетях.
Усугубляется ситуация и тем, что западные площадки не спешат эту ситуацию исправлять, утверждает эксперт.
По мнению участников встречи, на фоне этой ситуации возникает важная задача по контролю за рекомендательными алгоритмами интернет-платформ. И такая работа уже активно ведется — законопроект о регулировании рекомендательных сервисов находится в активной разработке.
Однако есть риск, что иностранные компании смогут обходить его требования, отметил заместитель председателя Комитета Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин.
Когда именно планируется представить законопроект, депутат не уточнил, однако подчеркнул, что существенные наработки уже есть: «Мы нашли определенную формулу, как его доработать, чтобы он действительно был одинаково исполняем всеми игроками рынка. Надеюсь, что в ближайшее время мы его внесем, но пока сложно говорить о датах».
В свою очередь доктор юридических наук, профессор, старший научный сотрудник института права цифровой среды факультета права ВШЭ Наталия Ковалева подчеркнула, что проблему с рекомендательными алгоритмами пытаются решить не только в России.
Так, она рассказала, что в Китае с 1 марта 2022 года действует закон, который запрещает онлайн-платформам рекомендовать фейковые сообщения, а также обязывает информировать пользователей об основных принципах работы таких механизмов. Кроме того, он прописывает возможность пользователей управлять алгоритмом, изменяя его параметры или вовсе отказаться от получения предложений.
Наталия Николаевна также напомнила, что в США собираются внести поправку в закон о справедливости против вредоносных алгоритмов, которая будет накладывать на компанию ответственность за контент в тех ситуациях, когда она сознательно или по неосторожности использует алгоритмы или другую технологию, чтобы рекомендовать контент, который существенно способствует физическому или серьезному эмоциональному ущербу.
При работе с персональными данными также важна их защита, возникают вопросы к тому, как западные ИТ-гиганты работают с такой информацией, отметил председатель Комитета Государственной думы по экономической политике Артем Кирьянов. По его словам, в России есть огромное количество судебных разбирательств, которые связанны с локализацией хранения данных.
«Все это говорит о том, что сегодня мы какие-то механизмы имеем, но какие-то механизмы надо настраивать. И существует поручение Президента России до 1 июля 2023 года рассмотреть вопрос об установлении оборотных штрафов в отношении компаний, допускающих утечку персональных данных, а также усилить ответственность за их незаконный оборот. Оборотный штраф — это уже более серьезный механизм воздействия, который получил свое подтверждение в международной юридической практике, это ощутимый ущерб для компании», — сказал он.
Более того, в рамках круглого стола также обсудили проблему VPN-сервисов.
«Что касается VPN — действительно, это такая модная сейчас часть, которая связана в том числе и с желанием граждан продолжать пользоваться западными сервисами, сейчас недоступными по различным причинам. Главное, что эти сервисы нагло игнорируют законодательство Российской Федерации и в условиях геополитической напряженности явно являются инструментами манипуляций общественным мнением. Поэтому вполне естественно, что они не только заинтересованы в том, чтобы граждане получали доступ, но и стараются сделать его более востребованным», — отметил ИТ-эксперт Илья Костунов.
В связи с этим Вадим Виноградов призвал коллег подумать над созданием российского авторизованного VPN: «Тогда мы будем понимать, что есть гарантии того, что не будет таких вопиющих нарушений и рисков, о которых мы сейчас говорили», — резюмировал он.
Источник: Общественная палата Российской Федерации