• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет права НИУ ВШЭ

«Я вижу свой преподавательский долг в том, чтобы растить свободных людей»: интервью с Ириной Алебастровой

Пресс-центр факультета права продолжает беседовать с преподавателями НИУ ВШЭ, защитившими докторские диссертации в 2016-2017 гг. В их числе Ирина Алебастрова, исследование которой посвящалось принципу социальной солидарности в конституционном праве. Ирина Анатольевна рассказала об определении области академического исследования, современном конституционализме и выборе своей научной стези.

«Дорогу осилит идущий»: беседы с преподавателями факультета права, совсем недавно защитившими докторские диссертации, продолжатся и в новом учебном году. Получение научной степени — важный этап в жизни учёного; но для каждого это событие имеет свое значение. Любопытно именно то, как исследователь добивается своей цели: такие рассказы вдохновляют найти «своё» направление, в котором захочется развиваться. В прошлом году факультетский пресс-центр узнал, каким был путь к защите докторской диссертации у Дарьи Сергеевны Боклан, Дмитрия Юрьевича Полдниковым и Веры Николаевны Русиновой. В конце сентября этого года состоялась беседа с Ириной Анатольевной Алебастровой, доцентом кафедры конституционного и административного права.

Ирина Анатольевна, что изначально Вас заинтересовало в конституционном праве, почему Вы решили связать свою жизнь с этой сферой?

Конституционное право заинтересовало меня ещё на первом курсе, когда оно называлось государственным. Казалось бы, тогда в нём было мало чего интересного, но у студентов МГУ моего поколения была совершенно особая мотивация — очень яркий состав кафедры конституционного права. Это была целая плеяда интеллектуалов и энциклопедистов: Август Алексеевич Мишин, Георгий Васильевич Барабашев, Леонид Дмитриевич Воеводин, Давид Львович Златопольский. Я не видела равных тому блеску, который они демонстрировали на лекциях и семинарских занятиях. Мне также представляется, что в рамках любой другой области мне было бы тесно. Конституционное право имеет выход практически на все социальные науки: это и философия, и политология, и социология, и экономика. Такое разнообразие делает конституционное право чрезвычайно интересным для изучения. Я очень рада, что связала свою жизнь именно с этой сферой и смогла реализовать себя в ней.

Можете подробнее рассказать о своей практической деятельности?

Основная часть моей работы всегда была связана с наукой и преподаванием. Мне кажется, это стало возможным благодаря тому, что я занимаюсь именно конституционным правом. У меня есть статус адвоката, но дел я вела и веду немного; пожалуй, только те, которые связаны с проблемами конституционализма. Периодически я даю заключения, консультации органам государственной власти, высшим судам и Федеральному Собранию. Пожалуй, этим практическая составляющая моей деятельности ограничивается.

Что, по Вашему мнению, является самым важным знанием, которое необходимо «вынести» из изучения конституционного права?

Безусловно, то, что власть должна быть ограниченной! Нельзя никому давать право командовать собой, подчинять себя только на том основании, что кто-то обладает большим влиянием, чем вы. Я хочу научить своих студентов жить достойно и дорожить своей свободой во взаимоотношениях с институтом власти. Если мне это хоть немного удается, я считаю, что моя преподавательская деятельность проходит не зря. Я вижу свой преподавательский долг в том, чтобы растить свободных людей.

Поговорим немного о диссертации. Как Вы пришли к теме социальной солидарности?

Скорее всего, тут воедино слились два фактора: моё стремление к свободе и миролюбие. Не сочтите это примитивным, но мой девиз по жизни можно выразить известнейшей фразой из советского мультфильма о коте Леопольде: «Ребята, давайте жить дружно!». Я всегда выступаю за мир, со всеми пытаюсь найти компромисс, и, наверное, именно поэтому при выборе темы для моей диссертации мой взор невольно обратился к теме социальной солидарности. Что касается её проявления в конституционном праве, я старалась найти тот общий знаменатель, к которому можно свести все положения конституционализма, и, мне кажется, что я его нашла именно в этом принципе. Ведь социальная солидарность — это то, что даёт нам возможность жить вместе. Даже принцип свободы по важности уступает, потому что, если каждый будет дорожить только своей свободой, из этого ничего хорошего не выйдет. А вот если эту свободу признавать на условиях взаимности не только за собой, но и за окружающими тебя людьми — вот это уже очень хорошая основа для мирного сосуществования. Социальная солидарность как раз и является тем базовым принципом, на основе которого признаются взаимные свободы.

Как связана кандидатская диссертация с докторской?

Думаю, что они взаимосвязаны; более того, кандидатская наметила направления дальнейших научных исследований, которые и имели результатом докторскую диссертацию. Моя кандидатская диссертация была посвящена роли выборов в механизме демократии. В девяностые годы многие были вдохновлены зарождением в нашей стране демократии; казалось, что совершен прорыв, переживем трудности роста — и станем страной, где жизнь устроена справедливо и гуманно, честно и достойно. Искренне хотелось помочь этому движению научными изысканиями, исследованием публично-правовых механизмов, способствующих ему. Но испытание свободой и демократией нам, к сожалению, оказалось не по силам. Возник вопрос: почему? Я долго над этим думала и пришла к выводу, что не хватило нам солидарности друг с другом: элиты с населением, успешных людей и тех, кто оказался менее удачлив, людей различных этносов и конфессий нашей многонациональной России. Зародилась идея, что утверждение идей конституционализма в нашей стране способно содействовать социальной солидарности. Вот так родилась тема докторской диссертации.

Были ли дискуссии с оппонентами?

Разумеется, были. В этих дискуссиях было высказано немало ярких идей и интересных мыслей, которые я продолжаю обдумывать и сейчас и которые дали импульс для дальнейших исследований. Замечания подчас имели противоположный характер. Например, один из членов диссертационного совета упрекнул меня в желании вернуть идеологическое господство марксизма, то есть положение, характеризовавшееся недопустимостью отступления от канонов одной идеологии, выдававшееся за сплоченность единого советского народа. Другая очень уважаемая мною коллега, наоборот, высказалась в том смысле, что в диссертации о солидарности надо было бы обосновать какую-то национальную идею. Однако смысл моей диссертации заключался вовсе не поиске какой-то содержательной идеи, вокруг которой все могли бы сплотиться. Она совсем о другом: о том, что оппонентов нельзя уничтожать, любая конкуренция — это не война, а скорее спортивное состязание, в котором побеждает сильнейший, но победа эта временная, дающая возможность проигравшему взять реванш, накопив для этого силы. И несмотря на это, победитель противника не уничтожает. Работа о том, что компромисс следует искать всегда и со всеми (за чрезвычайно редкими исключениями проявления «нулевой» солидарности). Это и есть подлинная солидарность — солидарность несмотря на различия, солидарность в условиях конкуренции, солидарность на основе взаимного признания людьми свободы друг друга. Главная идея диссертации заключается в том, что конституционализм, парадигма которого заключается в признании свободы личности высшей ценностью и стремлении защитить ее от самой мощной силы, существующей в обществе, — силы государственной власти — способен внести огромный вклад в укрепление социальной солидарности. Анализу и совершенствованию конституционно-правовых механизмов, направленных на формирование и усиление социальной солидарности, и посвящена диссертация.

С какими трудностями Вы столкнулись при ее написании? 

Главные трудности заключались в недостатке свободного времени — ведь литература, в том числе зарубежная, в наши времена стала значительно более доступной, чем прежде. Хотелось ещё больше, чем мне удалось, почитать, поразмышлять на досуге. Но досуг в наши времена — большая роскошь.

Какие у Вас ощущения после защиты? Может быть, у Вас уже наметились дальнейшие профессиональные планы?

Ощущения вполне будничные, возможно, потому, что сам процесс исследовательской работы мне нравится чрезвычайно. Эти ощущения ежедневного торжества от того, что ты чего-то еще вчера не знал, а сегодня знаешь, потрясающие. Это перевешивает радость от изменения формального статуса. Поэтому планы — они всегда есть, и с защитой их появление или изменение вряд ли связаны уж очень кардинально, хотя, как я уже отметила, в процессе обсуждения диссертации на разных этапах коллеги высказывали множество ценных идей, над которыми я думаю, и эти мысли, конечно, так или иначе будут выражены в моих дальнейших научных изысканиях. Так что, пользуясь случаем, хочу еще раз выразить огромную признательность всем моим коллегам, которые так или иначе причастны к появлению моей диссертации, помогали мне ценными советами и поддерживали эмоционально. Если же говорить о конкретных планах, то хочу еще один учебник свой авторский написать по конституционному праву зарубежных стран, хочу со своими ребятами-студентами несколько научных исследовательских проектов осуществить (например, анализ мирового опыта спонтанных массовых мероприятий, приобретения гражданства на основании экономических инвестиций).

В диссертации Вы охватили огромный объем информации, и вся работа занимает около 500 страниц. Как долго Вы писали работу?

Наверное, можно сказать, что диссертация — результат моих размышлений о конституционном праве на протяжении всей жизни. Я не могу назвать точных сроков, в течение которых я целенаправленно писала работу. Это плод моих долголетних размышлений, поэтому её защита так затянулась.

В рамках нового проекта ‘Russian Law’ на факультете права Вы читаете два курса на английском языке: ‘Comparative Constitutional Law’ и ‘Russian Constitution as an Ongoing Project: a Problem Oriented Approach’. Расскажите, пожалуйста, подробнее, чем Вы занимаетесь на занятиях.

Курс ‘Comparative Constitutional Law’ рассчитан на магистрантов. Здесь я решила сравнить конституционные, антиконституционные, квазиконституционные модели, которые существуют в различных странах. На занятиях мы обобщаем и дифференцируем содержание конституций, которые действовали раньше и которые есть сегодня, оцениваем их с точки зрения воплощения изначальных и главных конституционных ценностей, таких как, например, ограничение государственной власти в пользу свободы личности. Мы также смотрим, насколько эти ценности были воплощены, когда конституционализм только зарождался, и насколько они воплощены сегодня. И мой личный вывод заключается в том, что конституционализм делает огромные успехи. Часто мы слышим, что более или менее в соответствии с идеалами конституционализма живет лишь небольшая часть населения Земли — Западная Европа и Северная Америка. На самом деле, продвижение, как мне кажется, колоссальное, с учетом, конечно же, сложности поставленных задач.

Что касается второй дисциплины, она читается на третьем курсе бакалавриата. В рамках этой дисциплины я хочу показать те изменения российских конституционных практик, конституционного мышления, которые произошли с нами от первых всплесков конституционализма. Хочу рассказать о таких всплесках, которые поначалу не оказывали сильного воздействия на ход нашей истории. Таковыми могут считаться разные временные периоды. Кто-то говорит про Псковскую и Новгородскую республики; считается, что они в своё время опередили в развитии Запад. Кто-то говорит о великих реформах Александра Второго. И самое важное, что мы обсуждаем – что же произошло в сфере конституционного права в наше время, и какие у нас перспективы развития. На семинарах мы вместе распознаем исторические тенденции, учимся осознанно оценивать нашу конституционную историю и современное состояние конституционализма, его перспективы.

Надеюсь, что перспективы развития конституционализма в России будут нас радовать.

Не знаю, есть ли твердая почва для этого, но всё же надежда умирает последней.

Что бы Вы порекомендовали студентам и аспирантам, которые хотят развиваться в области конституционного права?

Первое — желание быть свободным! Для успешного изучения дисциплины необходимо проникнуться духом конституционализма. Во-вторых, следует понимать, что быть профессионалом в этой области непросто, нужно прилагать много усилий, изучать опыт мирового развития конституционализма, а также то, что нашей стране препятствует успешно развиваться в этом направлении. Что касается аспирантов, самый главный совет — найти проблему, работать над которой интересно. Чтобы поиски ее решения не давали покоя, чтобы была уверенность, что от твоего вклада в такое решение кому-то в этой жизни станет лучше. Поэтому желаю вам вдохновения и трудолюбия!

 

Интервью: Николь Шеховцова

Фото: Сергей Соловкин